DIDERIX / СБОРНИК / alcohol / Пред.

 

 

История спаивания россиян.

 

 

История применения психотропных ядов для колонизации туземцев очень обширна и разнообразна.

Более всего знамениты истории про спаивание индейцев в америке, когда в лес завозились бочки с алкоголем, а на следующий день приходили и убивали всех спящих вокруг них, и так двигались дальше и дальше.

Отдельная большая история о поставках опиума в китай, когда удалось долгие годы грабить это страну.

Подобных историй масса. Сейчас рассмотрим происходящее в россии.

Начало использование алкоголя как средства государственного ограбления и управления.

Использование алкоголя как оружия начинается в россии с Ивана третьего, который начал борьбу за монополию на производства алкоголя. Но пока механизмы широкого применения этого оружия только разрабатывались, в этом вопросе шли эксперименты, поиски. Пока княжеская власть начинала аккуратно брать под контроль свободный оборот горячительных хмельных напитков, при помощи завывания церковников про корчмы как «рассадник пьянства и скоморошества». К середине 16 века уже начали резко переводить монополию в стойкий доход и контроль над туземцами.

Например для контроля над покоренным Великим Новгородом начали спаивать население, когда в 1543 году: «Прислал князь великий Иван Васильевич в Великий Новгород Ивана Дмитриевича Кривого, и он устроил в Новгороде 8 корчемных дворов».

Новгород это встряхнуло крепко, город ушёл в алкогольное пике. Архиепископ Феодосий завалил Москву жалобами и цветистыми рассказами, как разгулялись подвыпившие «лихие люди» ночами, грабя и насилуя добропорядочных сограждан. Но более всего проредили собственное поголовье страшными драками «до смертоубийства».

Московское правительство поняло, что возможно резьбу сорвет и начнется народное восстание и в 1547 году «отставило корчмы в Новгороде». Вместо них: «давали по концам и по улицам старостам на 50 человек 2 бочки пива, да 6 ведёр мёду, да вина горького полтора ведра на разруб».

Широкомасштабное использование алкоголя как средства государственного ограбления и управления.

Структурирование и утверждение тотальной системы произошло при Иване четвертом-грозном во второй половине 16 века. Разные историки предлагают разные даты начала системного спаивания. Кто то называет 1552 год, когда были переняты некоторые практики у Казанского ханства, кто то связывает это с началом опричнины в 1556 году. В общем в 50-е годы 16 века создается система глубокого системного включения алкоголя в ограбления туземцев.

Место распространения алкоголя стало называться Кабак — государственное место выдачи и продажи алкоголя.

В эти времена государство, как стационарный бандит, только искало формы паразитирования. И вот использование алкоголя как дымовой завесы ограбления широко и системно начали применять только с этого времени. В дальнейшем эти практики будут совершенствоваться, что мы будем рассматривать. И в конце приведут к более совершенным формам ограбления, таким как бесплатное образование с 1930 года, бесплатное жилье с 1917 года, бесплатная медицина с 1918 года, поголовным пенсионным обеспечением с 1964 года.

Идея очень простая. Вас грабят, а потом, что бы смягчить горечь ограбления, вам возвращают малую часть отнятого. И это работает. Люди не умеющие считать и не обладающие логикой, начинают верить, что это выгодно, или как минимум это смягчает горечь от ограбления, дает мощный стимул для включения Стокгольмского синдрома. Каждый пытается думать, что ему вернут больше чем он сам отдал и у каждого создается иллюзия, что он как бы надурил ближнего своего. В общем сложная психическая перверсия которая воспроизводится из поколения в поколение.

В любом случае грабить и паразитировать не так и просто как кажется. Народ постоянно пытается скинуть хомут. Поэтому система Кабацкого ограбления введенная при Иване Грозном была важнейшей основой на которой утвердилось Крепостное право и сама без него существовать не могла поэтому и окончилась в месте с ним.

Введение Крепостного права основывалось на трех столпах.

1. Торможение и потом отмена Юрьева дня, которая началась проводится уже активно при Иване Грозном.
2. Уничтожение истории и личных свобод, активизированное и усиленное Стоглавым собором 1551 года, утверждением в этом же году Английской торговой компании в россии.
3. Опричнина, система террористической деспотии призванной сломить любое сопротивление людей, систематический террор и массовые убийства и ограбления поддерживающие страх и покорность.
4. И конечно введение государственной Кабачной системы принудительного спаивания.

Система Кабацкого ограбления и циничного спаивания туземцев была причиной и следствием крепостного права. Эта система была по своему уникальна и отличалась от того что было до и после.

Генрих Штаден, немец-авантюрист времён Ивана Грозного, бахвалился в своих записках: мол, нажил хорошие деньги, когда «шинковал пивом, мёдом и вином». Агент английского торгового капитала Дженкисон более конкретен, писал: «Кабаки в Московии царь иногда отдаёт на откуп, а иногда жалует на год или на два какому-нибудь князю или дворянину в награду за его заслуги».

Схема довольно простая. Людям объявляли сколько хотят у них отнять денег, и на часть отнятых денег выдавали как бы бесплатный алкоголь. Причем не важно пил человек алкоголь или нет, деньги забирали в любом случае. Суть затеи в том, что бы подсадить туземцев на алкояд и тем самым подавить волю, сделать более покорными ограблению, дать дополнительный повод для включения Стокгольмского синдрома.

Объясню на примере. К вам раз в год приходят грабители и забирают у вас часть ваших средств, на малую часть отобранного вам покупают бутылку каберне, и не важно будете вы его пить или нет. Если вы выпили бесплатную часть, то вам всегда продадут еще, но только вы должны покупать у них же, если вы сами сделаете или купите на стороне, вас убьют.

Эту систему хотят снова запустить в форме цифровых денег. Как сказал Екклесиаст: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот, это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Екк 1:9,10.

Важнейшим инструментов ограбления является постоянная раскачка, постоянные качели. Постоянные перманентные изменения в силе ограбления и их видах. Это же например идет в правилах выплаты налогов которые меняются постоянно для того что бы люди не могли приспособится и выработать примемы борьбы с этим.

Теперь посмотрим как это все технически устраивалось. Тут было две основные схемы для возможности постоянной раскачки, как бы две руки для кручения наперстков.

1-ая государственная. Для ее обеспечения нанимались чиновники из числа туземцев которые за зарплату от государства обеспечивали спаивание. Эта система называлась «верной», поскольку была основана на вере в честность (не коррумпированность) чиновника. Наиболее важную роль тут играл чиновник которого называли Целовальником. Его так называли потому что он клялся на Библии и целовал ее в знак того что не будет корумпироваться. Но не смотря на это старались устраивать постоянную ротацию и менять целовальников раз в год, так как практика показывала, что магического действия целования хватало максимум на год.

И так, устраивалось место выдачи алкоголя за которым силой закреплялись люди жившие на приданной Кабаку в ограбление территории. Целовальник организовывал и контролировал изготовление, выдачу и распространение алкоголя.

Целовальник закупал зерно и приготовлял алкоголь, организовывал его выдачу в кабаке бесплатной части и реализацию того что люди хотели получить сверх бесплатного уже за деньги. Если при помощи алкоголя не удавалось получить нужную сумму, то ее отнимали у туземцев силой оружия. Если доход от продажи алкоголя превосходил плановый, то на следующий год государственный план повышали. То есть вне зависимости пили люди или нет, установленную колонизатором сумму они по любому выплачивали ему.

2-я система Кабацкого ограбления предусматривала привлечение частной инициативы и предпринимательства в эту схему. Этакий уродливый симбиоз государства и частного предпринимательства который известен во всю историю существования государства и ныне широко распространен. Называлась такая схема Откупом. Тот кто обладал определенным уровнем нравственной патологии мог взять на себя обязательство внести плановый доход (оклад) с того или иного кабака («откупить» его) за оговорённый срок с тем, чтобы получать с него все доходы превышающие госплан в течение этого срока. Доход (прибор) в таком случае составлял чистую прибыль откупщика, а за выплату государю (доимку) он отвечал всем своим имуществом (животом). Если его личного имущества (живота) не хватало на выплату за использование Кабака, откупщика не выполнившего план «ставили на правёж»: выводили к зданию приказов в Москве или к приказной избе в уездном городе и били батогами — каждый день, пока не уплатит плановую сумму (доимку).

Кабатчики, как чиновники целовальники, так и полупредприниматели откупщики, — прибегали, естественно, ко всем мыслимым ухищрениям, чтобы народ пил как можно больше.

1. Помимо постоянных (стройных) кабаков они содержали передвижные гуляй-кабаки, которые мгновенно оказывались в любом месте, где кучковались люди: на ярмарках, у церквей на престольные праздники, на волоках или переправах. Бывало, ставили гуляй-кабак прямо на крестьянском дворе, а если хозяин протестовал — обвиняли его в самогоноварении. На поморском Севере лихие целовальники даже флот свой имели, обеспечивая алкоголем в путину самые дальние посёлки и рыболовецкие артели.
2. Культивировалась особая «кабацкая культура».
3. Кабаки работали днём и ночью: перед ними выступали скоморохи в харях (масках) с медведями и собачками. Это то за что церковники так критиковали Корчмы.
4. Процветала торговля навынос вёдрами (чуть больше 12 л) и кружками (1/12 ведра).
5. Запрещали родственникам или друзьям забирать посетителей (питухов) из кабака.
6. Была практика и насильно затаскивать в Кабак людей, насильно поить, а потом требовать денег.
7. В Кабаках разрешались азартные игры, карты и зернь. Причем кабатчики (но чаще их друзья) брали у властей в откуп «зерновой и картовой суд». Таким образом становясь третейскими арбитрами в игровых конфликтах и долговых расчётах азартных людей.
8. Кабачный бизнес ожидаемо входил в кооперацию с бизнесом на проституции.
9. В Кабаках было категорически запрещено продавать еду, дабы народ быстрее пьянел.
10. Кабачники экспериментировали с добавлением в алкоголь всяких других психотропных ядов, путем большой экспериментальной деятельности победил все таки алкоголь, как наиболее эффективный яд с наиболее удобным отравителям действием.
11. Кабатчики всегда готовы были дать скидку, отпустить кружку-другую в долг или даже под залог. Есть данные времен начала 18 века когда долги достигали половины дневной выручки. Невыкупленные залоги и долги питухов (посетителей) перед кабаком не переходили новым распорядителям, а вот остатки питья — переходили. Поэтому под конец срока полномочий целовальников или срока откупа в кабаках устраивали самые настоящие распродажи-ликвидации.
12. Кроме всего тут естественно обманывали, обсчитывали и приписывали пьяным все что и как могли, так как кабачники были под полным покровительством государства и государство было всегда на их стороне, собственно они и были продолжением государства, его руками.

Подати за питухов приходилось платить непьющим, на то и община с рабской круговой порукой. По мере того как они пропивались, общине делалось всё тяжелее, да и в кабак ходить они переставали — не на что. Одна челобитная, наполненная именно такими жалобами, содержит исчерпывающую формулировку: «Лучшие питухи испропились донага в прежние годы». Многие пропивали даже свою одежду и оставались голыми, их тряпье продавалось с молотка. Кабачники передавали друг другу в наследство накопленные долговые расписки. Когда пытки (правёж) не помогали, имущество должника отбиралось в пользу государя. В случае, когда имущества не хватало, то всё общество, к которому должник был приписан, скидывалось и выплачивало кабацкий долг.

Государство всегда расширяется и его аппетиты растут постоянно, это неприложный экономический закон. Поэтому цель правящего класса была «собирать «напойные» деньги с великим радением и с прибылью против прежних лет». Рост нормы прибыли был заложен в госплан. Должников разыскивали как государственных преступников. Долг кабаку считался долгом государю.

Флетчер в 1588–89 гг. писал, что в его время уже в каждом большом городе стоял кабак: «In every great towne he hath a Caback, where is sold aqua vitae, which they cal Russe wine, mead, beere».

Понятно что это не могло не вызывать сопротивление туземцев. Восстания и протесты шли постоянно.

Мутное время. Крестьянская война 1603-1614 гг

Борьба с принудительным спаиванием была одним из мотивов грандиозной крестьянской гражданской войны 1603-1614 годов, называемой государственными историками стыдливо Мутным временем.

Кабаки были первейшими и важнейшими инвесторами подавления восстания крестьян, которое было направлено в частности и против них, так как без Московского самовластия и его монополии на алкоголь и насилие, спаивать и грабить было бы невозможно.

На «кабацкие деньги» организовывалась оборона от восставших бесчисленных мелких крепостиц и городков, формировали новые военные отряды, закупались порох и оружие, лошади и провиант.

Знаменитые подавители восстания, Козьма Минин и его сподвижник воевода Дмитрий Пожарский естественно владели несколькими кабаками. Последний в своём завещании передал «марчюковские кабаки» своей жене, сына Петра тоже не обидел: «в Суздальском уезде жалую селом с кабаком». Он прекрасно понимал постыдность своей деятельности, поэтому он в завещании специально пометил: «кабацкими доходы меня не поминать; хотя в то число займовать, а после платить не из кабацких же доходов».

Минин и Пожарский с помощью наемников подавляя сопротивление восставших тут же возвращали железные порядки в «кабацком вопросе». Едва установив земскую власть над уездами, его лидеры немедля восстанавливали разрушенную восставшими систему Кабаков. Выкупали а когда и отнимали у бояр, воевод, стольников и даже князей «посадские кабаки», вводя очень жёсткое налогообложение: «...а откупные и доходные деньги привозили бы в Суздаль воеводе ко князю Пожарскому с товарищи на жалованье ратным людям».

Минин и Пожарский со армией наемников подавив народное восстание привели на своих штыках династию Романовых в 1613 году. Юрьев день был отменен навсегда. Эксплуатация и закрепощение было поднято на новый уровень. Первые решения Романова были не военного или административного характера: ускоренными темпами начали восстанавливать систему сбора косвенного налога через кабацкую торговлю.

Романовское трехсотлетнее спаивание

Одно из первых повелений нового правительства Михаила Романова было: «не забывать корчмы вынимати у всяких людей и чтоб, кроме государевых кабаков, никто питье на продажу не держал». (Корчма это прежде всего общепит где продавался и алкоголь, но на условии свободной продажи а не обязаловки, так вот Кабаки как раз со времен Ивана третьего и вытесняли Кормчмы борясь за свою полную монополию, так что Романовым пришлось дочищать то что еще оставалось недобито, продолжая дела Иванов третьего и четвертого на новом уровне.)

Преследовали держателей корчм и тех, кто пьёт корчемное вино. Наказания были разные — от штрафов до тюремного заключения. Но человек, пойманный за неразрешенное князем владение питейным заведением, мог стать откупщиком, если платил откуп местным «объезжим головам и детям боярским», то есть давал взятку.

В 1619 году «кабацкое дело» было подчинено особому Приказу, дело с казной стало немедленно налаживаться. Несмотря на разруху и рецидивы Смуты, ведомство смогло в 1622-1623 годах собрать с российских питейных заведений почти 36 тысяч рублей. Уже в середине 17 века собиралось «болши ста тысяч рублев» в год.

В Соборном уложении 1649 года было условие: в случае жалоб не судить откупщика до окончания срока откупа. Так казна защищала свою прибыль с кабака.

В процесс активно участвовала сама царская фамилия. На пяти крупнейших в России «дворцовых заводах» царя Алексея Михайловича изготавливали десятки тысяч ведёр вина в год, львиная часть шла на продажу. Хотя мудрый Тишайший государь предпочитал квас.

Именно при нём кабацкое хозяйство стало исполином российской экономики, «хмельной доход» за годы правления утроился.

При царе Алексее Михайловиче отрасль оформилась в окончательном виде. Каждый крупный город обзаводился главным, Красный кабаком и несколькими спутникам помельче.

Куда только ступала нога царского воеводы, сразу строились четыре объекта: острог, приказная изба, церковь и кабак.

Довольно утомительно для читателя описывать подробно всю огромную историю Кабацкого ограбления и спаивания имевшую место весь период крепостного права в россии, все бесконечные подробности качелей разных изменений, поэтому будем упоминать только крупнейшие события.

Шли постоянные качели, как старый способ разводилова терпил. Когда ограбление доходило до того что уничтожало саму основу ограбления приходилось ослаблять грабеж и искать разные новые формы грабежа.

1. Во первых качели между двумя конкурирующими схемами ограбления Целовальной и Откупной. Побеждала то одна то другая. Но конечно к концу Откупная победила.

2. Шли постоянные качели с то ослаблением спаивания то снова началом беспредела. Эдакая постоянная как бы «пила», то в верх то в низ. То зажмут то ослабят. Не раз можно было слышать как господа борются с пьянством, всякие басни про медаль Петра первого за пьянство и так далее в огромном количестве. Когда грабили слишком сильно, доход падал и от кабацких сборов, и от поземельной подати, приходилось временно ослаблять. Духовенство иногда тихо бормотало себе под нос, что мол народ по воскресеньям и праздникам, вместо того чтобы ходить к заутрене, пьянствует, да и в пост то же.

Например Никон во время своих реформ решил поэкспериментировать еще и с системой спаивания. Отменили откупную систему оставив только верную и уменьшил количество Кабаков и так далее. При этом план (податной оклад), разумеется, никуда не делся. Целовальник крутись как хочешь — а «прибыль против прежних лет» подавай, не то живота лишишься и на правёж встанешь. И года не прошло после её принятия, как государя завалили челобитными: новых питухов не заставишь сразу пить хлебное вино — надо вернуть на кружечные дворы пиво; в будние дни людям пить некогда, они работают — надо вернуть торговлю по воскресеньям и праздникам, и так далее. В общем качнули систему круто но потом вернули все на места.

А тут ещё случилась Переяславская рада 1654 года — отложение Украины от Польши и присоединение её к России; за этим последовала долгая изнурительная война; в 1656 году открылся и другой фронт — против Швеции. Деньги были нужны позарез. Рубль девальвировался, цены росли. Дошло до бунта в Москве в 1662 году.

Под новым названием кружечных дворов кабаки вернулись. Кабацкие (теперь уже кружечные) откупа вновь были отменены в 1681 году, при сыне и преемнике Алексея Михайловича, царе Фёдоре Алексеевиче, в рамках большой налоговой реформы. В остальном всё стало более или менее так же, как было до Никона. Вот так работала система качелей.

Формы борьбы за трезвость

Естественно протесты и борьба против спаивания шли постоянно.

Посте тотального разгрома в гражданской войне 1603-14 годов подобного размаха сопротивление уже не достигало никогда, но не смотря на это восстания шли одно за другим, а когда не хватало сил на прямое неповиновение борьба принимала самые разные как бы легальные формы.

1. Первое что делали люди, так это конечно писали челобитные «доброму царю», призывая пчел отказаться от меда. Например горожане просили убрать у них Кабаки, а выпадающий государев доход взимать с них в виде прямых податей. Нечто подобное и ныне многие пытаются делать, пытаясь научить грабителя лучше грабить, не понимают почему вроде бы логичные на их взгляд вещи не находят понимания у господ. Хотя правительство экспериментировало и с такой формой, и иногда соглашалось не строить Кабаки за ежегодный «откуп», но понятно, что это не прижилось, ибо деньги в этом деле при всей их важности, второстепенны.

2. Конечно постоянно пытались бойкотировать. Например в 1674 году воронежский кабацкий голова жаловался: «посадские люди месяцев несколько к праздникам… браг делать не явились… и с кружечного двора нихто вина не купили».

3. Иногда возникали противоречия и несогласованность внутри системы. Например местные воеводы иногда не были прямо заинтересованы в спаивании, которое мешало выполнению поставленных лично перед ними государством задач. Тогда уже Кабачники жаловались на излишне трезвого государева человека, мол «угрожает питейной прибыли» и… вопрос всегда решался в пользу кабатчиков.

4. Конечно как могли пытались обходить монополию на производство алкоголя провозглашенную правящим классом россии еще при Иване третьем. Эта борьба идет с тех пор по сей день не ослабевая, все помнят фильм комедию Самогонщики, где те кто рушат госудаственную монополию на алкоголь выставляют идиотами.

Когда ничего не помогало из легальных форм борьбы и терпеть больше не было сил начинали бунтовать.

Восстания шли собственно постоянно. Акты неповиновения были самые разные от личного неповиновения до больших крестьянских войн.
В 1648 году вспыхнул «кабацкий бунт», в котором участвовало более 500 человек. Бунт начался из-за неспособности городской бедноты платить по кабацким долгам. Восстание народа против пьянства было жестоко подавлено.
То же знаменитое восстание Степана Разина 1670 года имело и четкую антикабацкую направленность.
В 1749 году восстание в Комарицкой волости, крестьяне человек до трех тысяч с ружьями, шпагами, рогатинами и дубьем останов работы на Литижском, Лопандинском и Крапивинском винокуренных заводах захватили около 150 тонн зерна и около 10000 литров вина, а целовальников побили и разогнали.
Во время восстания Чернодыра 1796 года для подавления которого пришлось Орловскую губернию переводить на военное положение и привлекать войска и артиллерию во главе с фельдмаршалом Репниным, крестьяне приняли такое постановление: "нераспитие спиртных напитков до изгнания господарей по всей Руси".

Локомотив коррупции.

Кабаки стали тем локомотивом который разгонял так называемую «коррупцию», как стыдливо называют ту часть госсистемы которую не хотят показывать лошкам. Ведь по истечению «отчётного года» кабацкие головы и целовальники должны были сдавать «кассу». Приходилось ехать в столицу, отчитываться перед начальством. Чтобы прикрыть недостачи и многие другие шалости, приходилось тратиться на подарки чиновникам, даже мелким дьячкам «заносить». Действовать по естественному праву внутри неестественного.

Вскоре появилось единое для всей России оправдание для не особо прибыльных кабаков: мол, заведение поставлено «в негожем месте меж плохих питухов», а самые «лучшие питухи испропились донага в прежние годы». Царедворцы требовали и всячески понуждали местных воевод ситуацию исправить.

Дело доходило до того, что при малейшей угрозе казённому кабацкому интересу… летели с должностей начальники военных гарнизонов. Ишь ты… запрещали пьянство своим служивым! Но это были ещё цветочки…

Накладывали даже штрафы на местное население — за то, что мало пьёт казённые вина.

В 1680 году доходы от Кабаков составляли примерно 350 тысяч рублей при общих доходах государства 1,2 млн рублей.

Интересный пример творчества Кабачников и внутривидовой борьбы на примере эксперимента с созданием культа Ярилы, типа отечественного Бахуса, начавшийся практиковаться в Тверской, Костромской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской и Воронежской. 30 мая 1765 года в понедельник Петрова поста и в последний день вот этого придуманного кабачниками празднования Ярилы в Воронеже на площади стояли бочки с вином, валялись пьяные, в это время является на площади епископ Воронежский Тихон, начинает антиалкогольную проповедь. Видимо произошла какая то несогласованность в верхах. Народ под влиянием его проповеди разбивает бочки с вином. Откупщики естественно обратились к начальству с требованием прекратить мешать им работать, и конечно Тихона тихо убрали, но и эксперименты с Ярилой то же свернули и больше не вспоминали.

К концу царствования Петра I в казну поступало 1,2 млн рублей от откупов — 20% от всех налогов в Российской империи. Причем при Петре 1 началось подсаживание на алкоголь и в армии и это продлилось до 1908 года.

Во время царствования Екатерины II — во второй половине 18 века — питейные доходы государства росли и составляли половину всей суммы косвенных налогов. В 1750 году они равнялись 2,6 млн рублям, в 1767-ом — 5 млн, в 1795–1799-ом — 16,9 млн.

На рубеже 18–19 веков государственные финансы были ослаблены после царствования Екатерины II и в ходе войн с Наполеоном. Правительство старалось найти способ увеличить поступления в казну и дало возможность откупщикам усиливать грабеж.

Роль личности в истории спаивания туземцев.

1. И так у нас с одной стороны есть правящий класс грабящий туземев при помощи монополии на насилие, при помощи которой ограничивает свободы и естественные права, в частности при помощи захвата монополии на использование, производство и оборот психотропных веществ. В данном случае алкояда.

2. С другой стороны есть туземцы у которых силой отнимают деньги и ограничивают их естественные права.

3. А вот между этими двумя группами есть посредники. Те кто физически выполняют волю правящего класса и физически непосредственно занимаются организацией ограбления, спаивания и убийства туземцев.

Люди задействованные в организации и обеспечении спаивания и ограбления населения при помощи алкояда должны иметь совершенно конкретные качества. Такие как глубочайшая ненависть к людям, полный нравственный релятивизм доведенный до абсолюта, готовность грабить и убивать любых людей в любых обстоятельствах и количествах. То есть это должны быть отборные подонки высочайшей пробы.

В человеческом обществе все таки работают механизмы саморегуляции и подобных людей не так уж и много в действительности, но государству надо таких выискать что бы даже проблески совести у них не проглядывали, как проглянули у Пожарского непожелавшего что бы его поминали на кабацкие доходы. Поэтому корпус выдающихся откупщиков формировался не быстро и представляет из себя очень пеструю группу людей самых разных национальностей из самых разных слоев общества.

Эта группа была одной из самых социально разнородных и межнациональных по составу групп обслуживающих систему, лишенная многих, присущих другим группам признаков замкнутости и корпоративности. Среди откупщиков были лица разного звания, состояния и происхождения, разной национальности и вероисповедания. Перспективы получения крупной прибыли, «горячих денег» быстро устраняли все перегородки, предрассудки и предубеждения внутри этого клана предпринимателей, многие из которых были выходцами из самых низших слоев общества, а иные имели и достаточно темное прошлое. Как вспоминал К.А.Скальковский, рекрутировались откупщики «из разнообразных слоев общества. Один из крупнейших носил на лице рубец от удара косушкой, нанесенного в кабаке, когда миллионер был еще бедняком. Про другого говорили, что он начал еще скромнее, перенося по грязи на своей спине офицеров в каком-то захолустном городишке западного края»

Приведем ряд примеров блистательных карьерных восхождений откупщиков.

В 18 и 19 веках на откупе взошли карьеры Яковлевых, Злобиных, Гусятниковых, Сапожниковых, Струговщиковых, Губиных, Кирьяковых. Винные откупа были важнейшей статьей доходов и представителей титулованной знати екатерининской и позднейших эпох: светлейшего князя Потемкина, графа Безбородко, князей Гагариных, Долгоруких, Куракиных, графов Шуваловых и др. «Питейное дело» в течение 18 — 1-й половины 19 в. превратилось, благодаря государственной политике спаивания населения, в одну из наиболее прибыльных сфер российского предпринимательства.

Савва Яковлев приехал в Петербург в 1733 году «с полтиною в кармане» и торговал вразнос с лотка. Его личные качества в последствии были замечены Елизаветой Петровной и он в компании с 12 купцами взял на откуп всю питейную торговлю в городе. А позднее на торгах они предложили на 211 тысяч рублей больше за право получить откуп на все казённые сборы, включая питейные, на семь лет. Причем не только в Петербурге, но и в Москве и многих других городах. В итоге Яковлев стал миллионером-заводчиком и потомственным дворянином.

Василий Кокорев, по прозвищу «откупщицкий король», в 1844 году сделал доходными «неисправные» откупа в Орловской губернии, за которым числился долг в 300 тысяч рублей серебром. Его ближайшим помощником стал Иван Фёдорович Мамонтов. Орловский откуп в короткое время стал приносить доход. Системой Кокорева заинтересовалось Министерство финансов и Кокореву предоставили в управление ещё 23 откупа. Вкладывал деньги в развитие пароходства и торговли, строительство железных дорог. Построил близ Баку первый в мире нефтеперегонный завод, куда пригласил работать Д.И. Менделеева. Потерял состояние в конце 1860-х годов после лишения его доступа «к государственной кормушке» из-за неосторожных выступлений.

Постепенно капиталы откупщиков дали им большую власти — вплоть до того, что они могли менять городничих, губернаторов и епископов. Содержатели откупов, умножая свои прибыли за счет народа и казны и мало-помалу соединяя в небольшом числе рук великие капиталы, из сборщиков дохода превратились в распорядителей оного в свою пользу.

Откупная система производства и продажи спиртного сосредоточилась в руках полуторасотен дельцов. Они владели большими состояниями. И держали не отдельные кабаки, а питейные заведения целого уезда или даже губернии. Например, семеро держали откупа на сумму более 3 млн рублей каждый. Одним из них был отставной поручик грек Дмитрий Егорович Бенардаки.

В молодости он служил гусаром. Затем использовал капитал отца, чтобы приобрести винный откуп в Петербурге. Спустя несколько лет он победил конкурентов и овладел винным промыслом и торговлей спиртным в столице. Доходы от откупов Бенардаки вкладывал в другие сферы. Ему принадлежали два медеплавильных завода, а также чугуноплавильный и железоделательный. Он построил два парохода, которые спустил на Байкале. Основал судоходство на Амуре и стал совладельцем самой крупной в России золотодобывающей Верхнеамурской компании. Его состояние к началу 1860-х годов оценивалось в 20 млн рублей.

На четырехлетие с 1859 по 1863 гг из 145 откупщиков 63%, согласно подсчету австралийского исследователя Дэвида Крисчна, составляли купцы. В числе их были и представители потомственного купечества Д.Корнеев, В.Рукавишников, М.Якунчиков, И.Акатьев, Громов, С.Сазиков, Мамонтовы и др. Были в их числе и старообрядцы, такие как В.А.Кокорев, и выходцы из лиц простого звания, как крупнейшие откупщики А.Воронин, В. Каншин, Евдокимов.

Крупные откупщики умело грабили не только терпил, но и лихо присасывались к казне. Например, бывший откупщиком Гарфункель, задолжав казне 1,1 млн рублей (серебром), уехал за границу, в Париж, с казёнными деньгами, сделался французским подданным и жил там спокойно с прежней роскошью.

Другой откупщик, задолжав государству 1,2 млн рублей, отдал только 500 тысяч, а остальная часть долга с него была списана. Такого рода списания становились общим правилом ибо государству надо было поощрять тех кто соглашался выполнять эту работу. Кроме того, были нередки случаи, когда имущество откупщиков, принимавшееся в залог под обеспечение их долга по высокой цене, на поверку оказывалось незначительным по своей действительной стоимости. А иногда это имущество вообще не могли найти. Понятно, что ребята создавали колобрации с государственными чиновниками.

Благодаря государственной политике спаивания русское купечество уже в истоках своего существования стало привыкать не к деятельному соревнованию и жесткой, заставляющей думать и считать каждую копейку конкуренции, а к паразитированию на госсистеме, на воровстве из казны, фальсификации и ухудшении качества продукта, поскольку именно водочные откупа предоставляли все эти уникальные возможности.

К моменту отмены крепостного права и развития новых экономических отношений в стране сформировалась достаточно заметная по численности группа предпринимателей — откупщиков, сформировавшая основу мощной по своим финансовым возможностям группу российских предпринимателей пореформенного периода. Если учесть, что численность выбранных в эти годы свидетельств 1-й гильдии (по которой платили сбор откупщики) насчитывала в разные годы в целом по стране около 3—4 тыс., то содержатели откупов (216 чел.) составляли примерно 6—8% всей численности крупной гильдейской буржуазии, представляя относительно небольшую, но, пожалуй, ее наиболее мощную в финансовом отношении группу накануне наступления новой эпохи в социально-экономическом развитии страны. Кроме того, нужно иметь в виду, что содержатели откупов объединяли вокруг себя большое число обслуживающих откуп лиц (управляющих откупами, сидельцев, смотрителей, приказчиков, поверенных и др.), многие из которых также приобретали немалые состояния. Все они понесли свои традиции ведения бизнеса и культурные ценности в посткрепостническую россию и быстро встраивались в новые источники обогащения.

За каждым состоянием полученным от спаивания людей стоят бесчисленные трагические судьбы уничтоженных людей, семей, хозяйств, несбывшиеся мечты, прерванное созидание и развитие. При этом надо понимать, что все эти спаиватели были руками правящего класса грабящего покоренных туземцев.

19 век и начало 20-го.

Убытки от наполеоновских войн накладывались на перманентно растущие аппетиты правящего класса требовали повышения нормы ограбления туземцев. Что и происходило.

Как всегда бесконечно работали «качели» которые должны были укачать терпил, все время шла раскачка поиск наиболее эффективных схем ограбления. В 1819 году, снова в который раз шарахнулись от откупной системе к государственной. Не помогло, доходы неудовлетворяли потребности. У правительства не получалось контролировать местных чиновников. В 1826 году при Николае I винные откупа обратно восстановили. В итоге казённые доходы от откупа возросли более чем в два раза.

В 1830 году питейные доходы в казну составляли 23,9 млн рублей. В 1840-е они вышли на первое место в общем объёме налоговых поступлений. В 1850-ом достигли 54 млн, а в 1860-ом — 103 млн.

Сбор откупного налога был простым и предсказуемым: откупщики вносили залог в начале откупного срока, потом помесячно выплачивали всю сумму откупного платежа. Государственный казначей Ф.А. Голубев говорил, что откупной налог «повсюду поступая по известным числам каждый месяц, облегчает тем самым выполнение правительственных расходов».

Значение винных откупов для государственных финансов в дореформенный период было очень велико. Доход с винной торговли в последние годы существования откупной системы, составлял до 46% всех поступлений в государственную казну, опережая, начиная с 1840-х гг., поступления от прямых налогов — подушной подати и оброка с государственных крестьян, вместе взятых. Достаточно сказать, что в Англии, к примеру, он не превышал 24% всех государственных доходов, во Франции — 9%, в Пруссии — 6%. За 140 лет винного откупа в России «питейный» доход казны увеличился, по некоторым оценкам, в 335 раз.

В 1842 — 1852 годах в 55 губерниях число опившихся до смерти достигло 7562 человека (больше всего в Москве). В более поздние годы смертность от пьянства не уменьшалась. Так в 1855 году было убито алкоголем 1423 человека, в следующем — 1535, в 1857 году — 1713 человек, в 1858 году — 1774, а в 1859 г. — 1713 человек. И это только тех кого официально зарегистрировали, конечно их число было значительно больше.

Народ как мог сопротивлялся спаиванию, в середине 19 века население самоорганизовывлось в «общества трезвости» с целью саботировать действия правительства, через легальные инструменты. В результате этого сопротивления многие откупа оказывались несостоятельными. С воцарением Александра II уже не только крестьяне в селах, но и горожане составляли «приговоры», чтобы водку больше не пить.

С 1850-х годов росло количество протестов против спаивания. (Архангельская, Тульская, Саратовская губернии).

В марте 1858 года министры финансов, внутренних дел и государственных имуществ издали распоряжения по своим ведомствам суть которых сводилась к силовому запрету трезвости.

Местным властям предписывалось не допускать организации обществ трезвости, а уже существующие приговоры о воздержании от вина уничтожить и впредь не допускать. Но директивами чиновников разворачивавшуюся народную волну борьбы за трезвость было уже удержать все труднее и труднее.

Борьбу за трезвость крестьян поддержали и другие слои населения. Уже в марте 1858 года министерства финансов, внутренних дел и государственных имуществ издали предписание местным властям ни в коем случае не допускать создания в губерниях обществ трезвости, призывы к воздержанию от употребления вина категорически пресекать. Ничего не помогало.

С августа 1858 г. в Ковенской, Виленской и Гродненской губерниях стали появляться общества трезвости, в которые к концу года вступил чуть ли не 1 млн человек только в первых двух губерниях (75% населения этих регионов); их поддерживало католическое духовенство. Однако с конца года массово отказываться пить стали крестьяне и в Саратовской, Тульской губерниях.

Кабачники начали резко понижать цену и проводить бесплатные раздачи. Рабочий люд не откликнулся на «доброту» ответив твердым: «Не пьем!» К примеру в Балашовском уезде Саратовской губернии в декабре 1858 года 4752 человека отказались от употребления спиртного.

В апреле 1859 г. правительство признавало, что «требуемые откупщиками меры к закрытию обществ трезвости неуместны». В июле того же года Святейший Синод отметил в своем указе, что он «благословляет священнослужителей ревностно содействовать возникновению в некоторых городских и сельских сословиях благой решимости воздерживаться от употребления вина». Откупщики обратились к правительству, настаивая «отменить указ Синода». И Синоду через министра финансов было сделано внушение: «совершенное запрещение горячего вина не должно быть допускаемо, как противное не только общему понятию о пользе умеренного потребления вина, но и тем постановлениям, на основании которых правительство отдало питейные сборы в откупное содержание». Качели понеслись с другую сторону. Ребята резко переобулись и указ Синода был отменен. Вместо него последовал иной указ: «прежние приговоры городских и сельских обществ о воздержании от вина уничтожить, и впредь городских собраний и сельских сходов для сей цели нигде не допускать». Общества трезвости были запрещены и подверглись преследованию.

Норма прибыли перманентно увеличивалась. Для сравнения: в 1819 году государство получало доход от питейных сборов в размере 22,3 млн рублей или 16% государственного налога, а в 1859 году, через сорок лет, эти доходы возросли до 106,1 млн рублей и составляли уже 38% государственного налога, а на следующий четырехлетний период откупная сумма была определена в размере 127,8 млн р. (целых 46%); особенно резкий рост налога наблюдался с 1854 г. Соответственно, росли и цены на водку для населения: после Крымской войны они выросли в два-три раза, а качество продукта сильно ухудшилось. Норма прибыли откупщиков составляла 110%, что было в 10-11 раз выше нормы прибыли во внутренней торговле по стране.

Крестьяне отказывались от алкоголя целыми селами. За пьянство сходы общин вводили телесные наказания, подчеркивая, что в «нашем селе – не пьют». Сельские общины стали принимать самые решительные меры. Возле кабаков крестьяне выставляли охрану, которая не пропускала внутрь заведений довольно многочисленных желающих выпить. Тех, кто не подчинялся решению общины, пороли.

С начала 1859 г. росло количество трезвеников – в Калужской, Рязанской, затем в Тамбовской, Пензенской, с весны – в Костромской, Новгородской, Витебской, Воронежской губерниях; счёт его участников шёл на десятки тысяч в каждой губернии. Меньший масштаб был зафиксирован в других регионах, хотя общества трезвости добрались даже до Сибири. Всего движение охватило не менее чем 32 губернии.

Давление в котле росло. Паразиты ослепленные жадностью отрезали людям область легальной борьбы. Запрещая отказ от алкоголя и трезвенические объединения. Это по законы физики привело к срыву крышки котла. Началась антиалкогольная война, о которой так громко молчат проплаченные государством историки.

В 1858-1860 г.г. антипровительственные действия охватили 32 губернии, от Ковенской на западе до Саратовской на востоке, столкновения прошли в более чем 2000 селений и деревень. Люди крушили питейные заведения, пивоваренные и винные заводы, отказывались от дармовой водки. Люди требовали «Закрыть кабаки и не соблазнять их».

В мае 1859 участники обществ трезвости понимая необходимость действовать, вышли из тени легальности и приступили к погромам питейных заведений. Первые известные такие случаи относятся к Нижнему и Верхнему Ломову в Пензенской губернии. Всего в этом регионе было разгромлено 61 заведение (11 из них – дважды). Вскоре начались волнения на Спасской ярмарке в Тамбовской губернии, охватившие весь уезд. В Самарской губернии крестьяне и рабочие-отходники разгромили все винные лавки в городе Николаевске (полиция скрылась), а затем в течение июня-июля волнения охватили четыре уезда. Тогда же к движению примкнула Саратовская губерния, где в Вольске участники бунта разгромили все питейные заведения и склады, избили солдат и освободили арестантов; всего в губернии разнесли 98 заведений.

20 мая 1859 года в г. Наровчате Пензенской губернии толпа, собравшаяся на базаре, начала угрожать погромом питейных домов. Полиция отреагировала оперативно и наиболее активные протестующие тут же были схвачены. Однако беспорядки не прекратились. В течение трех недель разгрому подверглись более 50 питейных домов в семи уездах Пензенской губернии. Пытавшиеся противостоять погромам кабаков сельские старшины и уездные начальники были избиты. В селе Исе протестующие крестьяне ранили офицера, в городе Троице атаковали воинскую команду.

Историки отмечают, что не зафиксировано ни одного случая воровства, деньги расхищали сами служащие питейных заведений, списывая пропажу на восставших

В Вольске 24 июля 1859 года начались настоящие массовые беспорядки. Толпа из трех тысяч человек устроила погром на ярмарке, разбив винные ларьки. Охранявшие порядок квартальные надзиратели и городовые справиться с толпой не смогли. На помощь полиции прибыли инвалидные команды и подразделения 17-й артиллерийской бригады. Однако восставшие смогли разоружить полицию и солдат и освободили заключенных местной тюрьмы. Беспорядки охватили не только Вольск, но и Вольский и соседний Хвалынский уезды. Народная стихия бушевала несколько дней, прежде чем из Саратова не были присланы войска, которые смогли навести относительный порядок. Были арестованы 27 человек, а по уездам – 132 человека. Тем не менее, ущерб для казны оказался значительным – за два дня в Вольском уезде были разгромлены 37 кабаков. Естественно, что расходы по их восстановлению государство тут же переложило на плечи простых людей, обложив крестьян уезда большими штрафами, которые направлялись на восстановление питейных заведений.

Самарские крестьяне – по данным III отделения – донесли до Оренбургской губернии слухи о том, что правительство хочет отменить откупную систему, но помещики сопротивляются, поэтому надо громить питейные дома, а затем расправляться и с помещиками. В результате разгромы питейных заведений охватили целый ряд уездов Оренбургской и Симбирской губерний. Крупные беспорядки были на ярмарке вокруг Волоколамска и в соседних уездах Московской и Тверской губерний. Зафиксированы выступления в Воронежской, Казанской, Вятской, Владимирской, Новгородской, Смоленской, Архангельской губерниях, попытки бунтов в Пермской и Таврической губерниях.

В антиалкогольной борьбе участвовала и интеллигенция. Василий Перов в 1861 году получив золотую медаль Академии Художеств и тут же написал картину «Сельский крестный ход на Пасхе», создав еще и документ истории о ситуации с пьянством в дореформенной россии, громко выступив по данному вопросу балансируя на самой грани легальности.

Шеф жандармов князь Василий Долгоруков докладывал императору Александру II:
В течение 1859 г . случилось у нас событие, совершенно неожиданное. Жители низших сословий, которые, как прежде казалось, не могут существовать без вина, начали добровольно воздерживаться от употребления крепких напитков.

Как и ожидалось, чиновники предпочли сразу же сослаться на внешние происки, нежели признать пагубность государственной политики для страны и ее населения. Шеф жандармов Долгоруков отчитывался императору, что в Ковенской губернии за появлением братств трезвости стоит римско-католическая церковь, поскольку братство трезвости было учреждено Пием IX и теперь в церквях католические священники призывают народ присоединиться к братству трезвости. Под влиянием этих братств оказалась Ковенская губерния и более половины населения Виленской и Гродненской губерний. Но если в Ковенской, Виленской и Гродненской губерниях католики действительно составляли основную часть населения и поэтому можно было усматривать происки Ватикана и его агентов, то как быть с исконно русскими и православными губерниями? Там тоже «римский папа виноват»?

В докладной записке шеф жандармов сообщал, что движение за трезвость началось в Саратовской губернии, как мы и отметили выше, затем распространилось на Рязанскую, Тульскую и Калужскую губернии, а вскоре к жителям этих губерний присоединилось население уездов Самарской, Орловской, Владимирской, Московской, Костромской, Ярославской, Тверской, Новгородской, Воронежской, Курской, Харьковской губерний. Трезвеннические бунты охватили 32 губернии Российской империи. Было разгромлено 260 питейных заведений, причем 219 из них находились в губерниях Поволжья, ставших эпицентром волнений. В бунтах участвовали десятки тысяч крестьян.

О масштабах выступлений можно судить по количеству арестованных. Историк В.А. Федоров говорит о 780 арестованных участниках трезвеннических бунтов. Их судили военными судами, которые в качестве наказания назначали битье шпицрутенами и ссылку. Основная часть арестованных приходилась на государственных крестьян, а также помещичьих крестьян, отпускных и отставных солдат, мещан, некоторых мелких чиновников. Другие источники называют куда большие цифры арестованных и осужденных – вплоть до 11 тысяч человек. Многие погибли от пуль: бунт усмиряли войска, получившие приказ стрелять в восставших. По всей стране шла расправа над теми, кто отважился протестовать против спаивания народа.

Судьи свирепствовали: им велели не просто наказать бунтовщиков, а покарать примерно, чтобы другим неповадно было стремиться «к трезвости без официального на то разрешения».

Антиалкогольный бунт был подавлен и разве что на Красной площади никого не казнили показательно. Требовалось закрепить успех. Правительство, подобно героям популярной кинокомедии, решило: «Кто нам мешает, тот нам и поможет».

В 1860 году была учреждена комиссия по рассмотрению системы питейных сборов. В 1861 году «Положение о питейном сборе» ликвидировало откупную систему. Но у откупщиков было время до 1 января 1863 года, когда в России вводилась акцизная система взимания косвенных налогов с алкогольной продукции.

Теперь всякий желающий производить и продавать вино, мог заплатив налог в казну, наживаться на спаивании своих сограждан. Во многих селах нашлись предатели, которые, чувствуя за спиной поддержку штыков, продолжили войну против трезвости иными «мирными» методами.

Правящий класс понял, что для выживания необходимо провести реформы, и эти реформы были произведены. 19 февраля 1861 было отменено крепостное право и в месте с ним и рухнула его неотъемлемая часть система спаивания населения через Государственные Кабаки, существовавшая триста страшных лет. Конечно как отмена крепостного права, так и государственных кабаков были только вариантами очередных больших качелей, поисков новых более совершенных, более современных форм грабежа и отравления.

Акцизная система безусловно была куда более "прогрессивна". В ней не было принуждения к употреблению алкоголя. Да этого уже и не надо было, после трехсот лет принудительного спаивания и формирования традиции "культурного" пития, внедрение кабацкой "культуры", бесконечной сугестии пропаганды, что люди жить без алкоголя не могут, что праздник без алкоголя невозможен и так далее.

Большие сволочи опираются в своих мерзостях на сволочь хотя и маленькую, но многочисленную. Отмена откупов не привела к реальному изменению ситуации в сфере пьянства и торговли алкоголем. Количество кабаков в России стремительно росло и уже через несколько лет после перехода с откупной на акцизную систему увеличилось в шесть раз, составив более 500 тысяч питейных заведений во всех губерниях страны. Но надо понимать, что не смотря что название Кабак осталось, это уже были заведения устроенные иначе чем прежде.

С введением акцизов государство перестало препятствовать деятельности обществ и кружков трезвости, занимавшихся организацией чаепитий, лекциями, благотворительной деятельностью. Но и поддержку этим добровольным народным обществам государство не оказывало, прекрасно понимая зависимость своих доходов от торговли водкой. Была применена тактика замалчивания их. Сам Толстой в рамках борьбы за трезвость написал 13 мощнейших антиалкогольных статей. Крестьяне пытались сами запрещать кабаки в своих селениях через постановления сельских обществ.

1894 год Правительство Александра III из-за широкого недовольства населения алкоголизацией, олицетворявшейся частными кабаками, в место акцизной системы вводит государственную монополию на очистку спирта и торговлю крепкими спиртными напитками. Винокуренные заводы могли принадлежать частным предпринимателям, однако производимый ими спирт покупался казной, проходил очистку на государственных складах. Водку продавали только в казенных лавках, исключительно в закупоренной таре и только на вынос.

С.Ю. Витте заявил: «Только путем монополии государство может извлечь из налога на спирт необходимый ему и значительно больший, нежели ныне, доход, с наименьшими стеснениями и неудобствами».

Краткий срок существования акциза в смысле разрешения любому торговать спиртным уплатившим акциз, в тридцать лет, объясняется прежде всего тем, что поступления от акциза при повышении ставки налога не давали желаемых результатов. Повышение ставки повлекло за собой распространение тайного производства и нелегального привоза спиртных напитков. То есть чиновников обходили и доход утекал от них. Сущность питейной монополии заключалась в том, что вся ректификация (очистка сырья и изготовление водки) и торговля (оптовая и розничная) сосредотачивались монопольно в руках государства. Первичное производство оставалось за частными заводчиками, но они могли произвести лишь столько спирта, сколько им было заказано, и все это количество они были обязаны продать государству.

Фискальная эффективность реформы Витте оказалась бесспорной. Доходы от казенной винной монополии постоянно росли и заняли центральное место в бюджетных доходах – около 47 % . Однако с уходом С.Ю. Витте с поста министра финансов в 1906 году, питейная монополия начала постепенно сворачиваться.

После первой русской революции началась новая волна спаивания народа. И надо сказать, что в этот момент проснулся еще один игрок, отечественные промышленники. Шла индустриализация и промышленники понимали, что алкоголь – это страшный враг производства, страшный враг производительности труда, страшный враг всяких новаторских подходов к производству.

Михаил Дмитриевич Челышов предложил купечеству и предпринимателям Самары внести государству те деньги, которое оно получает от продажи спиртного. Его идею коммерсанты поддержали, потому что были заинтересованы в трезвом работнике. Витте отказался взять эти деньги. Им не нужны были деньги, им надо, чтобы народ пил. С 1902 по 1914 год Челышов как мог боролся с продажей спиртного в Самаре.

В 1913 году были пышные празднования трехсотлетия правления так называемых романовых. Но было понятно, что все очень шатко. Отмена крепостного права оттянула решения вопросов, накапливая проблемы. Революция 1905 года показала что система висит на волоске. Правящий класс пытался как то так что то менять, что бы при этом ничего не изменилось. В 1913 году последний российский император Николай II впервые в истории принял делегацию трезвенников в Царском Селе. Это был звоночек по новой мощнейшей раскачке в алкогольном вопросе. Царь решил невиданно качнуть ситуацию в сторону трезвости.

С началом первой мировой войны в стране началась буквально трезвеническая истерия. Во время мобилизации на основе царского указа продажа любого спиртного было строго запрещена. Это был тот самый знаменитый Сухой закон.

В 1914 году в начале Первой мировой войны император Николай II издает указ о запрещении производства и продажи всех видов алкогольной продукции на всей территории России. До этого времени ни в одной стране мира подобных радикальных мер не было. За первые годы войны потребление алкоголя в стране сократилось в несколько раз. Снизилось число нарушений общественного порядка, прогулов, повысилась производительность труда на промышленных предприятиях.

Эффект превзошел все ожидания. Царский указ был горячо поддержан в большинстве регионов, и всего за год потребление алкогольных напитков уменьшилась в 24 раза. Отмечалось уменьшение больных с диагнозом алкогольный психоз, снизилось количество прогулов и «пьяных» травм. Широко развернулись агитационные кампании, направленные против пьянства.

Однако эта продолжалась недолго. Постепенно достигнутые эффекты стали сходить на нет, самогоноварение и производство подпольного алкоголя увеличились.

Производство спирта продолжалось, и появилась проблема его хранения. В сентябре 1916 года Советом министров оно было запрещено, а запасы продукта должны были быть уничтожены, что привело к существенному снижению доходов государства.

Чтобы компенсировать потери от сухого закона, естественно повышались налоги. Ну а как иначе, эксперименты экспериментами а доходы правящего класса страдать не должны, народ должен платить, в какой это будет форме не важно, но снижение прибыли првящего класса вопрос не обсуждаемый. Дрова и лекарства, спички и соль, табак, сахар, чай и так далее – все подорожало. Были увеличены пассажирские и грузовые пошлины.

Советская власть

После Октябрьской революции 1917 г. существовавшая налоговая система была полностью разрушена, акцизы ликвидированы, зачем эти формальности, когда ребята просто захватили всю страну и все тут безраздельно им принадлежало. Применялось исключительно натуральное обложение в форме прямого грабежа или принуждения к рабскому труду. Сухой закон объявленный в 1914 был пока удобен коммунистам на начальном этапе и как бы сохранялся до 20 года.

В городах России — искусственный дефицит продуктов питания. Крестьяне в селах тем временем перерабатывают свои излишки продовольствия на самогон доходы от которого шли мимо правящего класса. Чтобы прекратить это дело, Советское государство подвергает военно-революционному суду лиц, занимающихся производством или продажей самогона. По данным ВЧК-НКВД в те годы было возбуждено свыше полмиллиона уголовных дел по самогоноварению. Многие приговаривались к расстрелу.

Под прикрытием НЭПа - новой экономической политики, начавшейся с 1921 года, косвенное налогообложение вообще и алкоголя, в частности, было реанимировано, не смотря на обещанную врунами-коммунистами отмену акциза. Власти перехватвывают окончательно тотальную монополию на производство и продажу алкоголя. Прямой грабеж все таки не так эффективен как все эти игры в акцизы и налоги. Поэтому постепенно начали восстанавливать веками отработанные схемы дойки и стрижки стада.

Первый акциз (на виноградные, плодово-ягодные и изюмные вина) был введен в ноябре 1921 г. В 1922 г. вводится акциз на этиловый спирт (сырец и ректификат), коньяк и пиво. В 1924 г. акцизы уже применялись для новой большой группы товаров: пива, меда, кваса, фруктовых и минеральных вод, технического спирта. Созданная за годы НЭПа налоговая система наладила постоянное увеличение сбора налогов, так как благодаря НЭПу экономика начала бурный рост.

Указ о возобновлении вино-водочной торговли от 5 октября 25-го года подписал Рыков. И водка, вплоть до войны в народе называлась Рыковкой.

В 1927 году Джугашвили-Сталин выступил с бредовой речью: «Когда мы вводили водочную монополию, перед нами стояла альтернатива: либо пойти в кабалу к капиталистам, сдав им целый ряд важнейших заводов и фабрик, и получить за это известные средства, необходимые для того, чтобы обернуться. Либо ввести водочную монополию для того, чтобы заполучить необходимые оборотные средства для развития нашей индустрии своими собственными силами».

В период Великого перелома, в начале и середине 1930-х годов форсированная индустриализация и коллективизация сельского хозяйства снова начинают способствовать росту спаивания населения. Происходит это за счёт потребности государства в «пьяных» деньгах. А также за счёт лишения сельских жителей права собственности на землю, а с ним и ответственности за хозяйство и свою собственную судьбу. В предвоенные годы наметилось снижение потребления алкоголя из-за установления террора и ужесточения дисциплины и уголовной ответственности для рабов.

Крупным мероприятием в перестройке финансовой системы явилась налоговая реформа 1930 г., с этого момента и до начала 1990-х гг. в СССР юридически (но не фактически) не было косвенных налогов. Акциз наряду с некоторыми другими платежами трансформировался в налог с оборота. В 1954 г. поступления от налога с оборота (прежде всего, от продажи водки) составляли 41 % в составе всей доходной части бюджета.

Коммунисты как и их предшественники применяли постоянные качели в вопросе алкоголя. С одной стороны спаивая население, с другой как бы бурно борясь за трезвость. Особенно волновала трезвость в вопросе борьбы с самогоноварением, ибо конкуренты им не нужны.

Коммунисты в первое время не сильно занимались спаиванием, потому что они стали широко использовать невероятно мощный наркотик, на который они посадили страну и сегодня пытаются посадить весь мир. Это отработанный и показавший свою эффективность за триста лет Кабацкой системы, миф о бесплатном.

Коммунисты тут же ввели бесплатное жилье, с 1918 как бы бесплатную медицину, с 1930 года бесплатное образование, с 1964 бесплатные пенсии и так далее. Этот наркотический миф очень стоек и применяется потому что работает и сносит мозг миллиардам терпил. Поэтому тут надо отдельно пояснить, что ничего безплатного нет и быть не может согласно закону сохранения энергии. За бесплатное выдают всегда малую часть украденного у вас для того что бы включить у вас Стокгольмский синдром. Поэтому алкоголизация населения шла до войны постепенно и неторопливо. Они и так захватили всю собственность людей и собственно могли обирать беспрепятственно всех как угодно. Но эффект от затуманивания мозгов который блокирует потенциал сопротивления ограблению то же важная часть управления стадом. Поэтому мы видим что с момента возникновения кино, нет ни одного фильма в котором бы не было сцен в которых так или иначе не фигурировал бы алкоголь.

Мощнейшим этапом в алкоголизации населения сало возвращение выдачи алкоголя солдатом прекращенное в 1908 году. Началось с Финской войны, с 10 января по начало марта 1940 года военнослужащими РККА было выпито более 10 тонн водки и 8,8 тонны коньяка. Именно тогда в войсках появились такие термины, как «ворошиловский паёк» и «наркомовские 100 грамм»

В ходе Великой Отечественной войны водку в войсках начали выдавать уже в июле 1941 года, хотя официальное постановление Государственного комитета обороны (ГКО) под грифом «секретно» И. В. Сталин подписал только в августе: Постановление от 22 августа 1941 года № ГКО-562с «О введении водки на снабжение в действующей Красной Армии». Установить, начиная с 1 сентября 1941 года, выдачу 40° водки в количестве 100 граммов в день на человека красноармейцу и начальствующему составу войск первой линии действующей армии. Председатель Государственного Комитета Обороны И. Джугашвили. То есть ребята прекрасно понимали, что это надо скрывать.

В этом деле то же шли качели с «фронтовыми сто граммами», которые то давали только тем кто шел в атаку, то еще как постоянно меняли правила и нормы выдачи. Но суть остается той, что солдатам которым нужна трезвая ясная голова и ясные глаза, наливали бесплатный алкоголь и его потребление вводилось в повседневность. Закончилось это в месте с окончанием войны.

В период с 25 ноября по 31 декабря 1942 года Карельский фронт получил 364 тысячи литров водки, Сталинградский фронт – 407 тысяч литров, Западный фронт – практически один миллион литров. Больше всего спиртного за указанное время получил Закавказский фронт – 1,2 миллиона литров так как на Кавказе водка была заменена на вино и портвейн из расчета 300 граммов сухого вина или 200 граммов портвейна на человека.

В песнях которые писались во время войны тема акоголизации шла красной нитью вводя алкоголь в повседневность.

Налей же в железную кружку Свои боевые сто грамм.
Солдатскую кружку нальем
«Солдатский вальс» слова Дыховичный, музыка Богословский.

Выпьем как водится, как на руси повелось…
Выпьем за тех, кто неделями долгими...
Выпьем за тех, кто командовал ротами, ...
Встанем и чокнемся кружками, стоя, мы ..
Выпьем за мужество павших героями, ..
Выпьем за встречу живых...
Выпьем за родину выпьем за сталина..
«Волховская застольная» Стихи Шубина, Тарковского, Косенко, музыка Любана.

Бутылку горькую поставил...
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
И пил солдат из медной кружки
Он пил — солдат, слуга народа,...
«Враги сожгли родную хату» Стихи Исаковский. И так далее.

В послевоенный период шел стабильный активный рост потребления алкоголя, грабить через алкоголь было удобно и прибыльно.

Брежневское время было наиболее спокойным временем в истории советского союза. Это время полной победы надо народом и страной. Этот период называют Застоем, в в 1967 году было затейниками-коммунистами было придумано понятие развитого социализма. Это период особой уверенности в завтрашнем дне, в смысле нерушимости системы. Народ ждал наступления коммунизма который по обещаниям Хрущева и всех последующих врунов-коммунистов должен был настать в 1980 году. Власти продолжали активно грабить терпил через алкоголизацию и к 80 году, в место коммунизма потребление достигло своего исторического пика 11 литров спирта в год на каждую живую душу. Все это нашло отражение в массе фильмов, книг, песен.

Например для иллюстрации песня Высоцкого «Милицейский протокол» написанная в 1971 году.

Отдельно надо отметить, невероятную лживость советской системы, производящей двойные стандарты во всем чего касалась. Так тотальное спаивание населения совершенно органично совмещалось с кипучей борьбой с пьянством, которая как мы видим по результатам была таковой, что бы не в коем случае не угрожать увеличению прибыли. Тем кому интересно углубляться в тему можно посмотреть большую серию советских антиалкогольных плакатов, два плаката стали мемными, «Нет» 1954 года, где обедающий чел в галстуке отказывается характерным жестом от рюмки, и «Стыдно» 1958 года, где чел делает советский фейспалм двумя руками на фоне милиционера. В копилку документов истории положим ролик "Трезвый подход" 1974 года. В условиях уродливой зарегулированной экономики и постоянном дефиците, алкоголь стал стойкой формой расчетов между населением, мерой ценности см.: "О семейном бюджете" 1971 года.

После нападения на Авганистан, объединенный запад в 1980 году ввел санкции, в стране произошла девальвация, жизненный уровень пошатнулся, система начала осыпаться. Потребление хотя и как бы перестало расти, но в 1980 – 1984 гг. бюджет получал от продажи алкогольной продукции около 70 млрд. рублей.

Система шаталась и осыпалась и поэтому, по примеру Николая второго устроившего сухой закон в 1914 году, было решено снова использовать его опыт по развалу страны и качнуть систему еще раз по взрослому. Правда в этот раз абсолютно без какой либо низовой поддержки, вообще без какой либо поддержки. Это было просто самодурное решение царя, последнего генсека, абсолютно тупое, хамское и преступное как по идее так и по исполнению. Тотальное насилие и унижение граждан, вызывающее только отвращение к любым антиалкогольным идеям.

7 мая 1985 года были приняты Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». 16 мая 1985 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения», который подкреплял эту борьбу административными и уголовными наказаниями. Соответствующие Указы были приняты одновременно во всех союзных республиках.

На ряду с незначительным оздоровлением и незначительным подъемом рождаемости, масса людей умирала от отравления сурогатами, под полмиллиона людей снова посадили за самогоноварение как и в первые годы соввласти, преступно уничтожили 32 тысячи гектар прекрасных виноградников. Тупые запреты привели к криминализации населения, резко возросла активность криминальных группировок. В 1988 году антиалкогольный идиотизм потихоньку начали спускать на тормозах но маятник, как и в сухом законе 1914 года неумолимо пошел обратно и разнес великий и могучий советский союз так же как и прежде российскую империю.

Роль личности в советском трезвеническом движении.

В 1958 году производство вина и водки по сравнению с 1950 годом удвоилось, а в 1965 - утроилось. К 1980 году прирост стал больше на 300% по сравнению с 1958 годом, и составил около 11 литров спирта на каждую живую душу, что на много больше среднемировых показателей. Гомосоветикус были абсолютно уже атомизированны и не способны к сопротивлению таким сложным технологиям. Но интеллигенция понимая ужас происходящего геноцида, все таки пыталась в легальном поле помешать уничтожению людей. Во времена оттепели с середины 60 гг. в СССР осмелилось появиться тихое трезвенническое движение, получившее мощнейший импульс к развитию после Дзержинской конференции декабря 1981 года, на которой с эпохальными докладами в защиту трезвости выступили: академик Ф.Г. Углов, Г.А. Шичко, И.А. Красноносов из Орла и многие другие активисты трезвеннического движения. И.А. Красноносов создал свою знаменитую работу «Тропинка в трезвость» еще в середине 60-х в Орле. Федор Григорьевич Углов на этой конференции обнародовал свой доклад «Медицинские и социальные последствия употребления алкоголя в СССР» который являлся научным и гражданским подвигом. Этот доклад удалось даже передать Брежневу. После чего ожидаемо Углова начали затыкать и всячески третировать. Так что этот доклад ходил только в виде самиздата в интеллигентской среде и конечно ни в какие масмедиа не попал.

Трезвеническое движение конечно в тоталитарной стране с жесточайшей цензурой не могло поднять голову, и даже антиалкогольная истерия 85-88-го не открыла ему дорогу к массам, это оставалось узкоинтеллигентской забавой. Если бы дали хотя бы пятнадцать минут на первой кнопке даже в любое время, таким людям как Уголов и Жданов, то они бы с легкостью обрушили потребление алкоголя в стране, без всяких запретов, репрессий, посадок и прочей чиновничьей суеты. Поэтому их и тогда и сейчас замалчивают и затыкают как могут. Реальная трезвость конечно ни какому правящему классу не нужа, нужны игры и раскачка ситуации из стороны в сторону, что бы оттянув в одну сторону, затем качнуть в обратную, что и произошло с падением советского союза.

Ярким представителем трезвенического движения стал Владимир Жданов активно пытавшийся докричаться до масс.

В 1983 году, после изучения доклада Ф. Г. Углова «О медицинских и социальных последствиях употребления алкоголя в СССР», принял решение максимально ознакомить людей с этим докладом. В этом же году стал одним из руководителей неформального трезвеннического движения СССР. Был одним из учредителей общественной организации «Международная академия трезвости».

В 1988 году стал инициатором и одним из организаторов общественной организации Союз борьбы за народную трезвость. В 1988—2008 годах — заместитель председателя Союза (председатель — академик Ф. Г. Углов). Впоследствии В. Г. Жданов стал председателем Союза.

С 2007 года проживает в Москве, заведует кафедрой практической психологии в региональной общественной организации. Публикует свои лекции в ютубе, который позволил выйти на большую аудиторию, иногда используя для убедительности эпотаж и довольно спорные апелляции.

Вот например вольный пересказ анекдота про Петьку, рассказанный Ждановым на одной лекции, и убранный из всех соцсетей и даже ютуба. Как то Жданов решил посетить институтского знакомого которого не видел несколько десятилетий. Придя к нему в гости познакомился с его сыном дошкольником Петькой. И пока отец готовил угощения на кухне пригласил его сесть за стол и выпить с ними. Налил три стакана Аморето, сидят с Петькой ждут его отца. Отец пришел с кухни и обомлел, Петька сидит а перед ним целый стакан Амарето. И Отец так как бы невзначай говорит, мол Петька у нас не пьет. На что Жданов как бы удивился и провоцируя его спрашивает, мол а чего это он вдруг не пьет. И спрашивает Петьку, будешь пить, на что Петька радостно говорит да, и хватает стакан двумя руками ибо пахнет очень даже вкусно. И тут Отец как бы опять нерешительно говорит, мол так это же яд. И тут Жданов удивленно воскликнул, как же яд. Это что вот пока человеку нет восемнадцати это яд, а как стукнуло 18 сразу стало не яд. Зачем же ты, говорит, меня ядом то хочешь напоить. Пошли говорит Петька выльем этот яд в туалет и никогда не будем пить, так они и сделали. И в этот вечер никто не пил алкоголь и пробеседовали они всю ночь с огромным удовольствием.

Российский КРЕСТ

Графики смертности и рождаемости в россии шли с разного рода колебаниями, но никогда не пересекались. В районе 1991 года произошло пересечение этих графиков и они снова разошлись поменявшись местами, образовав так называемый зловещий КРЕСТ на графике и на стране. Страна умирает. Причин этому много. И конечно четырехсотлетнее спаивание населения, одна из причин.

Небольшая зарисовка для истории Владимир Молчанов. Разговоры в московской пивной. До и после полуночи. 1991 год.

Постсоветская история

После падения советского союза в 1991 году, в условиях хаоса, нищеты, разгула криминала, маятник потребление алкоголя продолжил свое сокрушительное обратное движение достигнув максимума к 94 году превзойдя в два раза советские максимумы, после чего начал откат. Отсутствие цензуры дало возможность трезвеническому движению проповедовать свои знания более широкому кругу.

С началом 21 века ситуация с потреблением алкоголя несколько откатилась, но остается традиционной, потребление алкоголя остается непозволительно высоким. Появившийся интернет позволяет тем кто хочет получать информацию о том что такое алкоголь, его действии и истории применения.

Документ истории песня Игоря Растеряева. Ромашки. Дата написания 2010 год

В налоговой системе современной России акциз на алкоголь появился в 1992 г. с введением в действие Закона РСФСР «Об акцизах» от 6 декабря 1991 г. No 1993-1. В последующие годы перечень подакцизной алкогольной продукции постоянно расширялся.

В налогообложении алкоголя преобладает классическая акцизная схема, и конечно рассматривается тема снова качнуться к госмонополии.

Нынешняя ситуация в сфере оборота и потребления алкогольной продукции по ряду параметров соответствует обстановке после отмены крепостного права и накануне питейной реформы С.Ю. Витте.

Бюджетные назначения по акцизам исполняются не в полной мере. Теневое производство обеспечивает, по данным Счетной палаты, от 50 % до 65 % совокупного оборота алкоголя. Пока ситуация всех устраивает, народ пьет, деньи текут "правильным пацанам". И если возникнет желания еще раз переделить устоявшуюся систему то начнут очередные качели.

С 2010 по 2013 год в стране существовал «сухой закон за рулем» - «нулевое промилле», в этот период наблюдалась повышение пртестной активности масс.

С 1 сентября 13 года по ныне допустимо управлять транспортным средством имея 0,16 промилле алкоголя в выдыхаемом воздухе и 0,35 в крови. За превышение штраф от 30 до 300 тысяч и прочие кары. С этого времени заметно ослабление протестной активности масс.

Выводы и итоги.

Приведенные тут данные являются как бы общим местом. То есть не раз публиковались в самых разных источниках, никем никогда не опровергались. Их как бы никто и не скрывает. Но и не выпячивает. Поэтому большинство сказанного тут является откровением и тайной для абсолютного большинства терпил, не интересующихся своей историей и хлебающей информацию из телепомойки.

Отдельно к теме спаивания надо добавить проблему финского этноса и северных народов, у которых меньше ферментов разрушающих алкоголь, которые в первую очередь страдают от действия алкояда. Эти народы выкашивались в первую очередь на протяжении четырехсотлетнего спаивания. Те кто выжил видимо имеют больше стойкости к алкояду, так что для выживших придумают еще что нибудь.

Что следует вынести герою дочитавшему до сих пор, из свалившейся на него нежданно информации. Есть свобода и есть рабство. И надо решить, что вы выбираете. Свободу могут отбирать не только принуждением к потреблению того что вы не хотите, но как не странно и защитой от потребления чего либо. То есть насилие и отнятие ваших естественных прав может быть как прямым насилием, так и типа защитой от чего бы то ни было вопреки вашему желанию. Надо видеть агрессию и насилие в какие бы формы оно не пряталось, потому что результат будет всегда один и тот же.

Человечество входит в неведомый цивилизационный и технологический уклад, паразиты будут искать новые формы насилия, ограбления, паразитирования. В 2020 году были аннулированы многие права и все конституции и законы в мире, конечно под видом спасения от страшной угрозы. Терпилы это проглотили. К чему это приведет мы пока не знаем, но ни чем хорошим подобное «спасение» не кончается.

 

 

P.S.

Заслуживает сравнения и рассмотрения вопрос, почему в виде легального государственного психотропа был выбран именно алкоголь, а не тот же канабис, которым на протяжении многих веков была засеяна вся страна, произраставший веками в каждом дворе. И очень интересно, что в 1961 году канабис вдруг стал неожиданно страшным наркотиком, причем на столько страшным и на столько угрожающим, что для срочного спасения населения от этой страшной угрозы была уничтожена доходнейшая отрасль сельского хозяйства в которой Россия имела общемировую монополию на протяжении многих веков. И начиная 1961 года, спасая население, статьи связанные с канабисом начали постепенно вытеснять судимости по алкоголю и похоже уже после падения советской власти таки вытеснили и стали теперь одними из основных статей по которым уголовно преследуют в россии. При этом от алкоголя, в это же самое время, эти же самые люди никого не спасали, и потребление его росло драматически. Если от алкоголя веками ежегодно умирали тысячи, алкоголь являлся причиной бесчисленного количества преступлений, то до начала спасения, до 1961 года за все века не известно ни одного случая не то что бы смерти, а даже хоть одного преступления связанного к употреблением канабиса (ну если только кто найдет какую ни будь экзотику), да нет сведений даже о употребления канабиса в россии как психотропа и все это до того как государство не начало бороться с канабисом как со страшным наркотиком по приказу вашингтонского обкома, и сразу после начала борьбы возникло невероятное количество преступлений связанных с канабисом. Алкоголь в россии легален, а канабис приносящий веками именно здоровую прибыль уничтожен и нелегален. Это большая тема для сравнения и исследования вопросов спасения населения, что бы быть готовым к очередному спасению которое может случиться так же неожиданно, как например неожиданно для всех настигло страну спасение от капиталистов в 1917 году в результате которого было убито «эксплуатируемых» на порядки больше чем «эксплуататоров», уж спасли так спасли и норму эксплуатации за одно увеличили, примеров спасения нет числа, одно спасение идет за другим по одной и той же схеме, дважды за 20 век спасали от алкоголя в результате потребление только вырастало, спасали народ от ученых высылая их параходами и просто убивая, спасали от врагов народа что зоны ломились от заключенных, спасают от страшного канабиса, недавно спасли от ОРЗ и так далее по долгому долгому списку, спасают постоянно от нежелательной информации, приступили к спасению от потепления и наличности и так далее и так далее.

 

 

P.S.S.

Ракша: рождаемость, смертность, миграция в 2023 году в России Путанно, но хоть как то, для общего представления о демографической ситуации

 

 

© С.В.Кочевых

DIDERIX / СБОРНИК / alcohol / Далее

 

(с) designed by DP