До второй половины 20 века в живом разговорном повседневном языке встречалась поговорка: «Вот тебе бабушка и Юрьев день.» Означала она ситуацию, когда человек ожидал одного, а получилось, совсем другое, другими словами жесткий облом.
Юрьев день, это религиозный праздник в православии празднуемый 26 ноября по старому стилю и совпадающий с другим праздником, с Егорьевым днем, от чего в русском языке возникло другое понятие связанное с обманом, «объегорить», то есть развести, наеabatь.
Не требовалось ни кому до конца 20 века пояснять слова Пушкина из его исторической драмы «Борис Годунов», написанной в 1825 году: «Попробуй самозванец Им посулить старинный Юрьев день, Так и пойдет потеха.»
Не требовались пояснения к словам А. К. Толстого из его трагедии «Царь Борис» написанным в 1870 году: «Когда сядет Дмитрий на свой отцовский стол, всем Юрьев день отдаст, все кабалы порешит, всем свобода по старому!» И многих других упоминаниях в литературе о этом самом Юрьеве дне и коллизиями с ним связанными.
Но вот в 21 веке приходится отдельно пояснять что же это за Юрьев день такой и кто такой самозванец.
Началась история Юрьева дня Судебника Ивана третьего, который он написал в соавторстве с прибывшей к нему из Рима с благословения Пары Римского, Софьей Палеолог. Увидел свет Судебник в 1497-м или точнее в 7005 по тогдашнему летоисчислению, аккурат через пять лет после открытия Америки Колумбом, случившимся в 7000-м. Что такое судебник. Ну это такой сборник указивок как тяглу жить и за что и когда они должны платить бабло князю. К слову существующая сегодняшняя правовая система идет именно от этого судебника. Это краеугольный камень Московской цивилизации и ее правовой системы, ее отправная точка.
И вот эти два затейника тогда придумали чудесную тему разводки тягла, что переходить землепашец на другое место может только раз в году, а именно в Юрьев день 26 ноября.
В общем задумка просто шикарная, никто ведь не запрещает переходить, свобода, демократия, братство, да переходи ты сколько хочешь и куда хочешь, полнейшая же свобода, но только в одни день в году. Потом стали придумывать что надо еще при этом денег заплатить, потом придумали что не каждый год можно переходить, и так далее и так далее. Суть разводки понятна, приучить людей к рабству, приучить людей, что кто то может решать что им делать и когда.
Фактически весь 16 век прошел в драматичной борьбе по приучению людей к Юрьеву дню, а потом к попыткам и его как то уже и отменить, в смысле вообще запретить переходить, то есть, ввести рабство. Поэтому все эти коллизии связанные со знаменитым правлением Ивана Грозного, весь его массовый террор населения, вся эта опричина, вторжения в личную жизнь, ломка традиций и прочие мероприятия, были признаны сломить сопротивление людей рабству, ограблению и произволу. Заняли эти напряженные, комплексные и трагические мероприятия примерно около трех-четырех поколений и к самому концу 16 века, после уже смерти Ивана Грозного, последнего из династии рюриков, при Борисе Годунове не имевшем династических прав на пристол, решили игры с Юрьевым днем окончательно сворачивать и отменили Юрьев день, запретив любые переходы. Социальное напряжение просто искрило в воздухе.
Английский дипломат Джайлс Флетчер, приезжавший в Москву в 1589 году отмечал "всеобщий ропот и непримиримую ненависть" царящую в русском обществе, и подчеркивал, что, "по-видимому, это должно окончится не иначе как гражданской войной".
И она случилась, самая грандиозная гражданская война в истории России. Спусковым крючком, последней каплей переполнившей чашу народного гнева стал голод разразившийся в с 1601 по 1603, и у народа сорвало резьбу и понеслось.
Вот тут то как грибы после дождя появляться эти так называемые «самозванцы». Дело в том, что у Ивана Грозного был сын Дмитрий, так вот его в результате внутривидовой борьбы таки убили в Угличе в 1591 году в девятилетнем возрасте. И в народе была популярна легенда, что он мол выжил и любой кто себя объявлял выжившим Дмитрием воспринимался с восторгом. Почему же всем было так надо что бы Дмитрий выжил. Это был изящный противоход обезаруживающий пропаганду которая уверяла терпил что править может только тот, кто имеет династические права, поэтому лидерам сопротивления в их борьбе нужна была некая лигитимизация, вот якобы воскресший Дмитрий ей и был, и лидеры народной борьбы за свободу использовали эту козырную карту так изящно крывшую все шулерство пропагандонов, народ не только с восторгом принимал любого, кто объявлял себя Дмитрием, но и более того, понуждал даже этих лидеров называть себя Дмитрием, этот движ имел самую широкую низовую поддержку. Эту же козырную карту потом использовал, как вы помните и Степан Разин в своей борьбе, выдавая себя за Алексея Алексеевича якобы спасшегося сына царя, которого отравили еще в 1669 году.
Поэтому буря ожесточенной гражданской войны выносила на поверхность одного Дмитрия за другим, коих было как минимум трое. Правда почему то Холопко и Иван Болотников не использовали легенду о Дмитрии в своей борьбе за свободу.
Данную войну официальная имперская пропаганда называет мутным временем, пытаясь в некой напускной мути не дать понять эти абсолютно ясные и прозрачные события с совершенно понятной и ясной мотивацией обоих сторон конфликта.
Закончилась гражданская война появлением от куда не возьмись огромной суммы денег, так называемой "казны". От куда она взялась историки спорят до сих пор и в этом споре не видно ни каких внятных теорий. Это остается тайной для нас. Конечно у пропаганды есть объяснения, но у историков только предположения и в частности о внешнем происхождении. Как бы там не было, возникла некая огромная сумма денег, на которую была организована армия наемников, которая поставила на колени восставшие народы России измотанные кровопролитной гражданской войной, и привела на своих штыках на российский трон неких Романовых в 1614 году, которым как и Годунову не потребовались ни какие игры в династические права для правления, только грубое насилие. В дальнейшем Петр первый еще раз положит болт на все эти игры-жманцы в династические права для лохов.
Результатом поражения восставших, в гражданской войне 1603-1614 гг., стало усиление эксплуатации крестьян и принципиальное уменьшение их свобод. Вопрос Юрьева дня был закрыт раз и навсегда и залит реками крови. Над страной спустилась ночь тотального кондового рабства, без всяких игр в Юрьев день.
К слову, через пять лет случилось еще одно удивительное совпадение, первый корабль с черными рабами прибыл в Америку в 1619 году, открыв историю рабства в Америке.
Что примечательно, формально рабство и в Америке и в России как бы отменили в 1865-1861 годах, то же одновременно с разбросом в четыре года.
Потом в середине 1960-х одновременно в Америке отменили расовую сегрегацию, а в России колхозникам начали платить деньги за работу и давать пенсии, отменив их сегрегацию от тех кому за работу платили деньги.
Последним боем за Юрьев день стало восстание Чернодыра 1796 года, когда в Юрьев день поднялись крепостные бывшей Комарицкой волости, что пришлось вводить военное положение во всей Орловской губернии, это нынешние Орловская и Брянская области, привлекать массу войск и артиллерию во главе с фельдмаршалом князем Репниным.
В каком то смысле и Локотская республика возникшая во время Второй мировой войны на месте бывшей Комарицкой волости была продолжением борьбы против теперь уже колхозного рабства и колхозного крепостного права. Колхозники как и крепостные крестьяне не могли покидать место работы и жизни под угрозой уголовного преследования.
Но по большому счету в России Юрьев день отменили только в 1991 году, когда все жители России получили возможность передвигаться без всяких разрешений, согласований, условий и прочих ужимок, возникла возможность хоть как то продавать и покупать недвижимость. Тут и память о Юрьеве дне стала пропадать из массового сознания и из языка. А зря. В 21 веке паразиты снова пытаются закрепостить людей под любыми предлогами, так что все продолжается.
Поэтому 26 ноября надо помянуть тех из наших предков которые долгие долгие 494 года, не могли без разрешения паразитов сосущих их силы и ресурсы сделать ни одного шага на этой земле.
Это не значит что сегодня мы стали по настоящему свободными, свободу всегда будут пытаться отнять. Паразиты активно меняют устройство хомутов приспосабливая их к меняющимся условиям постоянно генерируют все новые формы паразитирования. Поэтому борьба за свободу будет вечной. И более того, свобода будет только тогда когда будет эта борьба. Потому что, лишь только тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой. Наши предки с треском проиграли этот бой и позволили навязать себе сначала унизительный Юрьев день, а потом даже и его с треском потеряли, надо нам делать из истории их жизни выводы и не повторять их ошибок.
© С.В. Кочевых, 2019