DIDERIX / СCCP... / spb song / пред

 

 

Песни о городе на Неве.
Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград.
Ingermanland.

.

 

Санкт-Петербур в числе бесконечных своих достоинств имеет мощнейший блок хитов посвященных городу и окрестностям, и едва ли какой другой город может с этим сравнится. Единственные конкуренты тут Одесса и Москва, и это отдельная тема сравнить о каком городе больше и круче песни. Московские песни менее детализированы, они как бы видят город из далека как то в общем, обзор песен о Москве смотри по этой ссылке.

В период своего триумфа, в период трехсот лет столичной жизни великой империи, роскошный и загадочный Санкт-Петербург (1703-1914) не оставил нам ни какого внятного песенного наследия. Тут конечно поле для альтернативных историков, которые с удовольствием рассмотрят это и зададут вопрос, а был ли мальчик.

Первым ярким восхвалением города и собственно началом создания его мифа стала поэма Пушкина Медный всадник 1833 года изготовления. А это первая половина 19 века. После нее мы не видим значимых попыток восхвалять или прославлять город. В песнях и романсах и вовсе мы ничего дельного о городе не найдем.

Самым знаменитым песенным памятником столичного трехсотлетнего периода осталась нам песня Чижик-Пыжик, приблизительно вторая половина 19 века. Автор не известен. Но песня действительно оказалась популярна и в общем то весь двадцатый век жила без господпитки и была известна, даже заслужила памятник.

Второй песней оставшейся нам от имперской столицы Страдания извозчика Еремы в исполнении Руслановой, предпоследней* хранительницы магии народной песни. В совке ее подняли на щит и она была мегазвездой советской эстрады, отбиравшей лучшее для своего репертуара, увековечив и сделав достоянием масс этот незамысловатый образец городского песенного творчества. (*последней является тоже эрзянка Кадышева)

31 августа 1914 года столицу империи Санкт Петербург переименовали в Петроград, в рамках дичайшей антигерманской истерии, что дало старт бесконечным бедам и концу империи. В 1917 году последовали две революции, вторая из которых запустила тотальную депопуляцию города. Коммунисты не любили петербуржцев, которые слишком хорошо жили, много видели и знали, слишком много свидетелей, и более того участников, трех революций были им как кость в горле. После опустошения города, его наполнили новыми людьми, и начали наполнять новыми смыслами. Почти все жилье превратили в коммунальные квартиры, сделав Петроград абсолютным лидером в стране по количеству коммунальных квартир, каким город оставался сто лет, и ни каких намеков что он утратит это первенство даже к середине 21 века нет. Несмотря на бегство столицы в Москву в марте 1918, переименование улиц и тотальные системные зачистки, в частности, разного рода философские пароходы и так далее, в городе оставалось еще достаточно "духа города" достаточно носителей культуры и цивилизации что бы город сохранял имидж особого места. Поэтому страх, ненависть и недоверие к горожанам оставалось. 26 января 1924 года город снова переименовали, теперь уже в Ленинград. Город с трудом выходил из первой депопуляции добиваемый волнами чисток и террором, кашмарили после убийства Кирова в конце 34-го, Финская война ударила по горожанам, а затем последовала повторная мощнейшая депопуляция второй мировой войны.

Период до второй мировой войны не оставил ни каких интересных песенных следов. Явно было не до песен, да и видимо не хотели привлекать внимание к растерзанному городу.

Советское правительство понизило статус города до третей категории, это очень важный показатель по которому снабжали города и который определял жизнь в совке. СПб получил крайне низкий если не сказать нищенский унизительный статус областного центра, ни как не соответствующий ни культурному, ни научному, ни транспортному, ни тем более промышленному значению города для страны. Неприязнь и неинтерес к городу конечно ухудшали жизнь горожан, но спасали архитектуру города, так как город оказался как бы законсервирован в застойном упадке. Есть легенда, что запрещено вредить городу, как мы знаем и Наполеон в упор не видел СПб, и Гитлер не стал брать город, и коммунисты в общем то законсервировали старый город и не посмели устроить кладбище на главной площади города, устроив его на Марсовом поле.

Вторая мировая война стала неким и песенным рубежом. С начала 1943 года, когда стало ну уж совсем очевидно, что город брать не будут, поступил заказ партии на песни о городе, и тут же возникли три великих песни, в двух песнях Ленинград упоминается как фон повествования, а одна песня посвящена впервые прямо Ленинграду. После этой удачной пробы пера, снова возник длительный песенный вакуум до 50-х годов. С этих трех песен начинается история ленинградской песни.

Волховская застольная. 1943. Наверно самая эмоционально заряженная песня второй мировой.

Геннадий Бойко - Песня о Ладоге. 1943. Еде один шедевр военной песни.

Игорь Растеряев обратился к этой теме уже в 21 веке. Георгиевская ленточка. 2011. Невероятно глубокая песня. Тут как бы очень робко намекается, что забытые солдаты хотят что бы их выслушали, и что то, что они расскажут будет отличаться от всего того что людям об этом рассказывали.

И самую первую песню посвященную Ленинграду написал Павел Шубин, зимой 43 года на Волховском фронте, в землянке около станции Мга. На простенький вальсок положил А. Лепин. Лучшим исполнителем стал Вадим Козин. Ленинград мой, милый брат мой, родина моя. Песня не зашла агитпропу, прям регионализмом попахивало тут, а чиновники это чуют за версту, и вероятно и поэтому ее 72 года не исполнял ни один певец, пока в 2015 ее не исполнил Юрий Гальцев. Можно считать, что с этой песни начинается история воспевания города.

Кроме регионализма еще и попахивало враньем как все советское. Ни для автора текста ни музыки город не был родным. И даже для исполнителя родным был Санкт Петербург, а ни как не Ленинград, что очень быстро объяснили ему работники НКВД посадив в ГУЛАГ. И вообще на 1943 год родным Ленинград могли только назвать дети и юноши до 19 лет. Петроград с 19 до 29 лет. А Санкт Петербург оставался родиной для тех кто тут родился и имел возраст старше 29 лет.

13 января 1944 года 20 главным магистралям города были возвращены исторические названия. Это был явно не дружественный москве знак.

После второй мировой войны лет пять действовал мораторий на воспоминания, повторно заселяли город, в 1949 в рамках очередного Ленинградского дела расстреляли ненужных свидетелей, около 32 тысяч репрессировали и уничтожили в ноль музей Блокады со всеми его невписывающимися экспонатами, и уже с начала 50-х начали активно создавать миф и имидж второй раз полностью отформатированного города. И песни прям забили фонтаном, достигнув своего пика созданием Вечерней песни в 1957 году и дальше, с этой вершины, разогнанный локомотив творчества уже катился на всех парах создав в 60-е просто россыпь хитов, причем Оттепель дала толчек авторской песне, которая в 60-е принесла обильные плоды, семидесятые приумножили и заполировали успех шестедесятых. И далее по накатанной дорожке творчество продолжало радовать нас вибрациями времени. Можно сказать что тридцатилетие 50-е, 60-е, 70-е создали неповторимую песенную романтику города на Неве, создали образ который уже так или иначе эксплуатируется с тех пор. Восьмидесятые были не столь обильны в восхвалении города, культуру и идеологию начинало уже потихоньку подколбашивать. А в 90-е пала цензура и страна вошла в зону турбулентности, но тема города не исчезла ни коем образом. Возникла дополнительная тема взаимодействия двух столиц их взаимопроникновения и некой конкуренции. В 21 веке уже происходит новое осмысление города, его звучания и ритмов, добавляется туристическая тональность. Это уже другие ритмы и тональности продолжающие и по своему развивающие в новых условиях сформировавшуюся песенную традицию.

Начнем конечно с Глиэра, с его Гимна великому городу, который увидел свет 14 марта 1949 года, в балете "Медный всадник". С тех пор исполнялся неофициально как гимн городу. Официально осмелятся его признать только в 2003 году, уже как то потеряв страх после Ленинградского дела.

Говоря о советском периоде, необходимо коснуться огромной темы, творчества в тоталитарном государстве, которое с одной стороны выжигает все доброе, а с другой стороны в условиях давления часто возникает весьма добротные произведения, хоть часто искалеченные шрамами пропаганды. С одной стороны тоталитарные системы давят свободу, а с другой стороны обеспечиваю огромное финансирование для обеспечения создания видимости жизни. С одной стороны контролирую каждый вздох, а с другой снимают массу препятствий если угодил господам.

Олег Разумовский – Песня о Ленинграде. 1951

С 1929 по 1936 годы на улице Маяковского в доме 21 жил одессит Леонид Утесов Вайсбейн, которого можно считать после этого и ленинградцем. Он исполнил, ряд песн о городе. Ленинградские мосты. 1955. Хит. написанную под него.

Павел Кадочников – Ленинградский вальс.1957

В 1957 году Соловьёв-Седой и Чуркин создают главный супер хит Вечерняя песня. Это вершина советской романтизации города, безусловно песня прославившая город. Эталонным ее исполнителем стал тогда Отс. Можно предположить тут влияние хита Доброй ночи Москвичи вышедшей на десять лет ранее.

В 21 веке Вечернюю песню великолепно перепоет в джазовой аранжировке Евгения Глейберман убрав уродливые пропагандисткие куплеты и интонации, и прекрасно передав великолепную поэтическую и лирическую задумку произведения.

Простенькая песенка 1959 года Ленинградский вечер

Утесов. Зимний Ленинград. 1962. Эту песни исполняли многие замечательные исполнители и конечно Клемент.

Лидия Клемент необычайный талант которой был созвучен городу. Она создавала удивительный образ Ленинграда в своих песнях, став частью мелодики города. Вот несколько песен из ее репертуара.
Клемент Дождь на Неве. 1963.

Клемент Невский туман композитора Пожлакова.

И конечно, Долго будет Карелия снится. 1963. Хит. Тут надо пояснить, что я включил песню о Карелии, так как Карелия это территория на север от города, которая тесно связана с духом Санкт-Петербурга, тем более в исполнении такой Ленинградской исполнительницы.

Лили Иванова в 60-х исполняла хитовую Песню о Ленинграде ленинградских авторов более полный текст этой песни есть у Аркадия Северного.

Эдита Пьеха жила и творила в Ленинграде. Ее явно западнический образ и легкий акцент очень гармонировал Ленинграду. Рассветний Ленинград. 1964.

Королев Невские моржи 08.03.1965 Простенькая песня с запоминающимся рефреном.

Миронов. Романс о Петербурге 1971.

В 1973. вышел еще один супер хит от Шаинского и Матусовского Что тебе снится крейсер Аврора ставшей второй визитной карточкой города после суперхита Вечерняя песня.

Ансамбль Поющие гитары 1975 сделал простенькую и очень атмосферную хитовую песню Ленинград Ленинград перепев согласно широко распространенной тогда практике хит Джо Дассена"La Complainte de l'heure de pointe". Плагиат песен в совке, это отдельная большущая тема. Советские композиторы небыли ни как ограничены в возможности заимствовать музыкальные темы и широко это использовали.

Еще один суперхит, создала в 1977 Алла Пугачева, переработав и положив на музыку стихи "врага народа" Манельшама написанные в 1930 году. Эту песню Пугачева посвятила памяти Лидии Клемент, умершей от скоротечной болезни в 1965 году в возрасте 27.

Отдельным блоком надо рассмотреть авторскую песню, с этим особенно повезло городу на Неве, так как авторы исполнители вдохновленные городом создали целый каскад шедевров, в этом виде соревнования превзошли все остальные города. В расцвете авторской песни лежали два фактора, ослабление жесточайшего идеологического давления, что дало прям ощущение эйфории, которое конечно было только ощущением, но это работало. И второе, это конечно проникновение на рынок западных звукозаписывающих технологий. Возник доступ к магнитофонам, что позволяло сохранять и тиражировать записи в обход государства. Авторская песня, не нуждалась в одобрении государства, она попала в образовавшуюся серую нишу и расцвела там. В задавленной цензурой, враньем, официзом, безумной идеологией и страхом стране это был глоток воздуха, и с одной стороны их давили, а с другой стороны авторы исполнители получали необычайную востребованность. А некоторые умудрялись получать одобрение властей и разрешение на исполнение.

Александр Городницкий создал ряд хитов.

Городницкий. Атланты держат небо. 21.2.1963. Хит.

Городницкий. Снег, снег… 1958.

И позже Ленинградская. 2012.

Москвич Окуджава 1962-м не смог обойти тему Ленинграда в своем творчестве

Москвич Высоцкий оставил свой гениальный след в песенной культуре города своей Зарисовкой о Ленинграде 1967. Хит.

Галич написал Петербургский романс. 23.08.1968

Александр Розенбаум, создал свой каскад хитов.

Розенбаум Налетела грусть. 1968. Хит.

Розенбаум Прогулка по Невскому. Хит.

Розенбаум На улице Марата

Розенбаум Лиговка. 1968.

Розенбаум Светофоры дайте визу. 1968.

Розенбаум На улице Гороховой. 1981. Рассматривая историю советской песни, отдельно надо сказать за криминально-уголовно-тюремный жанр, который представлен только в россии так широко. Этому есть три причины, первая это исторический правовой беспредел правящих классов, начиная с опричнины и кончая военным коммунизмом и сегодняшним днем, этот беспредел породил знаменитую российскую максиму: от тюрьмы и от сумы не зарекайся. То есть тюрьма это то, что как бы незримо веками находится где то рядом с каждым. Вторая причина, это беспрецедентное количество заключенных в советском союзе, породившее максиму, что у нас: половина сидит, вторая половина охраняет. То есть тюрьма стала близка к каждому как никогда ранее в истории. Советские правители активно взаимодействовали с криминалом и формировали понятия, использовали криминал в целях управления и террора населения, в каком то смысле сами были частью его. Третья причина, это застой, в затхлом покое которого люди искали хоть какой то выход протестным поползновениям и они хотя бы в рамках блатной романтики могли хоть как то мечтать о противостоянии системе. Этот общественный заказ прекрасно чувствовали и эксплуатировали, кроме прочих, великие барды своего времени, в Москве Высоцкий, в Ленинграде Аркадий Северный и Розенбаум. На улице Гороховой, классический пример пересечения блатной тематики и городской, в ней присутствуют три знаковых городских локации Гороховая дом 2, о существовании которого мало кто знает, Пассаж на Невском 48 и Московский вокзал.

Розенбаум Возвращение в город. 1982.

Аркадий Северный Звездин. Осень Петербурга. 1978. Полемика с Что тебе снится крейсер Аврора, жанр авторской и приблатненной песни находящейся за пределами цензуры позволял тихо намекать на иное мнение и иное виденье.

Аркадий Северный Звездин. Песня о Ленинграде. 1975.

Валентин Вихорев. За Лугой. 1977

Григорий Гладков Александр Кушнер Вдоль Мойки. 1978.

Александр Дольский. Удивительный вальс. 1979. Хит.

Песня Уезжаю в Ленинград на стихи написанные в 1935 году Иосифом Уткиным, была положена на музыку Александром Сухановым вроде в 80-е

В 70-х вышли две заметные музыкалки которые отражают звучание и вибрации времени города, ритмы и мелодику смидесятых, тихое очарование Застоя.

Микаэл Таривердиев. Снег над Ленинградом. 1975.

Исаак Шварц - "Мелодии белой ночи". 1976.

Восмидесятые, предчувствие падения совка, как то все стновится проще, цензура мягче, гласность и раздрай.

1982 пропаганда еще мощена и силена, поэтому песня Пожлакова звучит в выверенном саунде и стиле 60-х 70-х. Эдуард Хиль Остаюсь ленинградцем везде и всегда.

В 1984 общесоюзным хитом стала песня в исполнении Скляра Я уеду в Комарово. Система уже зашаталась, уже все как то зазвучало веселее и беззаботнее. Возникает явно новое звучание.

Форум - "Белая ночь". 1984. Начинаются эксперименты со звуком. Это уже совсем новый необычный звук.

Агузарова. Браво. Ленинградский рок-н-ролл. 1984. А это уже врывается безудержный рок-н-ролл, это уже совсем революция звука, революция стиля.

Валерий Боков Адмиралтейская игла. 1985.

Шевчук. ДДТ Ленинград, Петербург, Петроградище... 1988.

Бит-квартет "Секрет" - Ленинградское время. 1989. Питерская группа, рок-н-рольный саунд, возможность отражать реальность.

8 апреля 1989 отменили статью за антисоветскую пропаганду.
Владимир Москвин - Город, который построил Пётр. 1989. исполняет Григорий Гладков. Этакая прокломация насмешка брошенная в харю издыхающему совку.

 

Падение совковой империи.
Свободы девяностых.
Возможность говорить то что думаешь.
Возможность описывать реальность как она есть.
6 сентября 1991 года городу было возвращено историческое имя Санкт Петербург.

Шевчук. ДДТ Черный пес Петербург. 1992.

Шевчук. ДДТ - Белая ночь. 1994. Хит.

Профессор Лебединский. Я убью тебя, лодочник. 1995. Этот Хит стал ответом на другой суперхит Что тебе снится крейсер Аврора. Наконец стало возможно публично выразить взгляд на события с другой стороны.

Олег Митяев — Санкт-Петербург. 1995.

Алла Пугачева - В Петербурге Гроза 1997. Хит.

Алиса - Трасса Е95. 1997. Хит.

Сплин - Невский проспект. 1997.

Пилот. Питер. 1997.

Гребенщиков. Болота Невы.1997.

На этом 20 век закончился. Три революции, две мировые войны, две депопуляции города, два тотальных краха и раздела страны, застой и невиданные свободы девяностых. Канула в лету еще одна Эпоха. Помашем ей на прощанье рукой.

 

21 век. Такое ощущение что песен стало больше, а качество стало размываться, все стало спокойней, приземленней, проще.
Ни каких тебе подвигов, барикад, дрожания от гула ракетных кораблей, ни за совок ни против него, ни какого надрыва, ни каких прорывов в неведомые выси, за девяностые пооттаил народец.
Простые человеческие радости, от бытия, от любви, туризма, от красоты природы и архитектуры. Самые большие проблемы это погодные явления или тупость чиновников.

А. Иванов и гр. Рондо. Невский проспект. 2000.

Ночные Снайперы — Питерская. 2000.

Игорь Корнелюк. "Город, которого нет". 2000. написана для сериала Бандитский Петербург поэтому хоть в песне и нет указания на конкретный город, эта добротная песня ассоциируется именно с СПб

Татьяна Буланова. Белая ночь. 2001.

Владимир Захаров и Аня Воробей - Здравствуй Питер. 2002.

К 300 летию СПб чиновники подсуетились и не только осмелились признать Гимн великому городу Глиера исполняемый с 1949 года как неофициальный гимн города, официальным, в обработке Григория Корчмара, но и к тому же к музыке Глиера с 3 мая 2003 добавили слова Олега Чупрова написанные в 2002 году. В общем теперь у Санкт-Петербурга прям официально появился гимн города и в оркестровой форме и в песенной, в общем радуются чиновники и ладно.

К круглой дате 300 летия покатил свой проект гимна Олег Кваша. С тех пор существует как одна из исполняемых песен о городе. Хит.

Дима Григорьев. "Дружище Питер". 2003.

Олег Митяев - Ни страны, ни погоста. Попытка в 2003 году пропеть Стансы Бродского написанные в 1962 году.

Максим Леонидов. "Проспект Обуховской обороны". 2003.

Дятлов и Буланова — Петербург-Ленинград. 2004. Хит.

Бутусов - Девушка По Городу. 2004. Хит.

Шульгин. Небо над Питером. 2005.

Зоя Ященко и группа "Белая Гвардия". Питер. 2005. Удачное прочтение темы Москва-Петербург.

Сурганова и Оркестр - Среди огней. 2007.

Хулиган-бэнд «Мадера». На Крестовском острове. 2010.

Андрей Земсков — Петербург. 2011.

Ultramarin - Питер FM. 2013.

Виктор Мосин - Здравствуй, Питер. 2015.

Колесник Владислав. Питер-маленький северный рай. 2016.

Алексей Меншиков - "Лето над Невой". 2016.

миДжи. “В Питере Снова Плохая Погода”. 2018.

Наталия Власова - Петербург Город Любви. 2019.

Сергей Майстров Город-граница. 2022.

Заметный след в песенной истории города оставил Шнуров со своим проектом Ленинград.

Ленинград WWW. Leningrad SPb.ru. 2002. Хит.

Ленинград В питере пить. 2016. Хит. Тут развивается отдельный жанр в творчестве группы, создание клипов в которых гениально используется город как декорация к его песням, какие то супер клипмейкеры у него, через видеоряд удается шикарнейше показать город, его значимые локации, передать огромную любовь и понимание города снявших эти мини шедевры о городе. Эти клипы можно использовать даже отдельно, без звукоряда, для любования городом.

Ленинград Не хочу быть москвичом. 2018.

Ленинград. Кабриолет В тексте упоминается только одна городская локация, но какая, пляж Солнечное. Вообще же клип можно рассматривать как самостоятельный шикарнейший фильм о городе. 2018.

Ленинград Про любовь. 2020. Чудные городские локации в клипе.

Отдельная серия песен группы Ленинград повящена критике очередного спущенного из москвы градоначальника Беглова, говорят что его заказали в рамках внутривидовой борьбы, но это не отменяет вопросов к его деятельности, которая нашла отражение в трех хитах
Ленинград. Пока так. 15 января 2022 года. Хит.
Ленинград. Беглов май лав Беглов. Ответ на критику за песню "Пока так".
Ленинград. Биг Ловкая Жопа и Ленинградский Болт
В развитие темы
Градоначальники во все времена действовали в интересах империи и никогда не стремились понравится горожанам, скорее их цель была не дать забыть горожанам где их место и что горожане тут у них в гостях. Надо понимать что большую часть своей истории СПб был закрытым городом, и тут жители были для обслуги. Так что город помнит и всех этих Треповых и Кировых со Ждановыми, и Романовых с Собчаками, Матвиенками. О них правда песен не писали как то, так как то по кухням больше обкладывали хями. Но вот теперь дожили что действующего губера обкладывают на миллионные аудитории.

За фасадами города и официальной истории живет история древней Ингрии и проявляется в песенной культуре.

Ingrian National Anthem - "Славься, Ингрия!" Музыка Моозес Путро 1888 году. Текст на финском Пааво Ряйккёненом XIX в. Русский текст 2018.

Электропартизаны — Ингерманландия. 2004.

Отряд ингерманландских партизан. 2009. группа «Электрические партизаны» альбом Дзен-Анархия.

"Omal maal" - Ingrian Folk Song.

Михаил Новицкий - Ингрия моя. 05.10.2018.

 

Подведем итог данной антологии песен о городе на Неве и выделим самые значимые хиты из этого списка по совокупности влияния, частотности исполнения и так далее.

В девятнадцатом веке одиноко чирикает Чижик-Пыжик.

В середине сороковых первая одинокая песня о Ленинграде Ленинград мой, милый брат мой, родина моя. Вадим Козин.

Золотое тридцатилетие 50-60-70-х, забил фантан хитов.

На первом месте безусловно находится Вечерняя песня. 1957 год. в джазовой перепевке Евгении Глейберман Которая очистив песню от советской пропаганды, мифотворчества и казенного пафоса, смогла прекрасно передать ее потрясающую лирическо-романтическую составляющую.

Второе место занимает Ленинград. Алла Пугачева. 1977.

Третье место. Удивительный вальс. 1979.

Четвертое место. Зарисовка о Ленинграде. 1967.

Пятое место. Атланты держат небо. 1963.

Шестое место в тридцателетнем золотом цикле. Что тебе снится крейсер Аврора1973.

Восьмое десятилетие. Я уеду в Комарово.

Девяностые.

Шевчук. ДДТ - Белая ночь.1994.

Профессор Лебединский. Я убью тебя, лодочник. 1995.

Алла Пугачева - В Петербурге Гроза 1997.

В 21 веке все как то более ровно хоть и обильно. Нет уже того прорыва через терни цензуры, той рефлексии. На этом фоне только группа Ленинград хоть как то пытается за счет ненормата выделяться из этого усредненного пейзажа. Поэтому личным решением приз первого двадцатилетия 21 века отдаю песенке Питер. 2005. И будем ждать новых хитов, новых осмыслений.

 

Хронологическая классификация позволяет сделать массу наблюдений и обобщений, тут есть что еще исследовать. В ленинградском периоде заметна тема Возвращения.

Алла Пугачева поет слова Мандельшама: «Я вернулся в свой город знакомый до слез...», и дальше опять эмоциональное описание чувств переполняющих по этому поводу. Стихи эти были написаны в 1930-м году.

Лили Иванова поет: «Когда после долгой разлуки, вернешся ты в город родной...», и дальше идет крайне эмоциональное описание радости и счастья которое происходит по этому поводу.

Городницкий поет: «Пусть тебе завтра приснится, залитый солнцем вокзальный пирон завтрашних дней», или в другой песне «Мне трудно вернувшись назад с твоим населением слиться...».

Розенбаум как певец Ленинграда посвятил Возвращению даже отдельно целую шикарнейшую песню: «Я люблю возвращаться в свой город нежданно под вечер...»

Хиль поет слова Пожлакова: «Хоть часто приходится нам расставаться, другие зовут города, но я все равно остаюсь ленинградцем везде и всегда».

И безсмертные сточки Бродского: "На Васильевский остров я приду умирать".

От себя можно добавить, что конечно, возвращение в город всегда пробуждает сильные эмоции потому что город действительно отличается от других мест и это становится особо заметно при возвращении.

Тема Возвращения перекликается с другой темой Приезда в город жителя других мест, это другая ипостась передвижения и то же занимает важную тему в песнях о городе на Неве. Во многих песнях описываются переживания от встречи с городом. Особенно эта тема стала проявляться в 21 веке. В песнях о городе на Неве много о движении.

 

В заключение обзора песенного богатства города,
бонусом пару мультов от лениградца Куваева,
которых еще много есть и постоянно выходят новые.

Масяня. Эпизод 116. Питерское лето

Масяня. Эпизод 22. Экскурсия по Санкт-Петербургу

 

02.02.2022 © С.В.Кочевых

DIDERIX / СCCP... / spb song / дал

 

(с) designed by DP