.
Не будем забегать далеко в глубь истории, так как ни каких песен мы там не найдем. Всю имперскую терхсотлетнюю Санкт-Петербургскую историю россии Москва и Киев были как бы вторыми городами империи, оставаясь важнейшими центрами силы. Но песен известных посвященных в данном случае Москве мы не знаем. То есть все что у нас есть по Москве это история советского периода.
С переносом столицы в матре 1918 года из СПб, Москва расцвела. Для Москвы это было и благословение и проклятье, так как коммунисты переделали город под свои имперские потребности уничтожив огромное количество памятников архитектуры, и создав этакого франкенштейна, город рвали и шили, рвали и шили и вот такой богатый уродец теперь живет.
Депопуляция в Москве и Киеве была мощной, как и последующее заселение новыми людьми, которые стали жить лучше всех в совке. Совок был построен по центростремительному принципу, где все дороги шли в Москву, и богатства страны стекались в нее.
Москва стала сразу неким государством в государстве, сменив на этом посту СПб, и естественно Москва заняла особо важное место в советском мифотворчестве как некое сакральное место которое всем остальным надо почитать с первостепенным старанием. Песни о Москве формировали эту ситуацию, и были важнейшей частью советской пропаганды. Они исполнялись с особой частотностью в совковом инфополе и поэтому являются важной частью культурного кода совков.
Если говоря о СПб величие и неземная красота города затмевает горожан, они все воспринимаются как пришельцы, как тени, непонятно зачем тут находящиеся. Холодная любезность петербурцев подобна невской воде, холодной и ускользающей. Питерцы маягкие с наружи и гранитные внутри, абсолютно не досигаемые для понимания.
То в Москве уродство и рваность города позволяют проявится жителям города. Это пестрый причудливый микс всего лучшего и худшего что есть в империи несущийся сломя голову за «американской мечтой» советского разлива. И все таки Москва как и любой другой город формируют человека под себя. Есть в Москве белая кость москвичи в многих поколениях, люди мало отличающиеся от петербуржцев, люди знающие город и его историю, имеющие высокий уровень культуры, но этих людей меньше чем в СПб и они абсолютно не заметны в этом многомиллионном водовороте города «воронки» засасывающей все что только можно. И все таки москвичи «в среднем по больнице» внешне наглые, безэмпатийные, циничные, меркантильные, скрывают за этой толстой оболочкой на большой глубине огромную душевную теплоту, мягкость и купеческое гостепреимство. Если в СПб мы как бы не видим горожан, то в Москве горожане занимают важное место при рассмотрении города, и без них Москва вам не отроется. Не имеет смысла приехать в Москву и просто там что то смотреть, смотреть там нечего без москвичей, только через москвичей можно постигать Москву, в отличие от СПб для знакомства с которым питерцы как бы и не нужны.
Поэтому и Гиляровский назвал свое произведение Москва и москвичи. Поэтому есть песня прямо так и называющаяся Дорогие мои москвичи. Поэтому Розенбаум в своей песне поет: «Так покажите москвичи город свой».
Сравнивая с песнями о СПб (обзор песен о СПб см по ссылке), московские песни заметно менее детализированны и привязаны к топонимике, они более обще видят город, в них больше чиновничьего государственного пафоса, энтузиазма, больше тупой пропаганды, устремленности, больше энергии и динамизма, хотя лирическая составляющая специфическая московская закрывает этот жанр полностью.
В процессе сравнивания песен и жителей, следует упомянуть разницу в отношению к цели и процессу. Если в московском метро, людей на духовно энергетическом уровне нет, все они мысленно находятся уже там, куда они едут. То в СПб люди как раз все тут, в процессе поездки, они не позволяют цели затмить процесс ее достижения. Поэтому скорость человекопотока значительно отличается в этих двух миллионниках. Москвичи люди цели, петербуржцы процесса. Это отражается и в песнях.
Начнем конечно с Москва майская. 1937. написана к 20 годовщине советской власти. То есть понятно что это заказная песня, что все писалось под заказ и подвергалось строжайшей цензуре. Песня получилась более чем удачной. Так что мощное начало прославления и становление мифа было положено, тональность и направление заданы, процесс запущен. При этом надо подчеркнуть, что эта песня является именно нулевой точкой отсчета песен о Москве, так как такой традиции не было до нее, она стала тем краеуголным камнем на котором стоит здание песен о Москве.
Друга я никогда не забуду. 1941. Снова пропагандистская поделка, но нельзя не признать качественно сделанная.
Москва злотоглавая. Автор музыки Шалом Секунда из Херсона. Автор текста возможно одесситка Гринберг. Первая исполнительница Мари Гри, США, 1942. Ностальгический привет от российских эмигрантов из за океана, из той Москвы которой уже больше нет и никогда не будет. Песня в которой нет ни какой пропаганды, ни какого бреда и ужаса, ни какого психопатического энтузиазма.
Дорогая моя столица. 1942. с 14 июля 1995 года объявлена официальным гимном города Москвы. Высший образец советской пропаганды и картины мира создаваемой для советских людей.
Здравствуй москва. 1945. Радость просто переполняет в разрушенной голодной стране.
Доброй ночи москвичи. 1947. Великолепная лирическая песня. Первый лирический шедевр московской песни. Возможно ее успех вдохновил на создание через десять лет хита посвященного Ленинграду, Вечерней песни.
Здравствуй столица. 1949. Восторг советских людей и бодрость неописуенная.
Ленинские горы. 1953. Москва прям надежда всего мира не меньше.
Плыла, качалась лодочка по Яузе-реке. 1954. Прорываются человеческие народные интонации в песенный материал. Заканчилось правление джугашвили 5 марта 1953 года, люди потихоньку начали оттаивать.
Подмосковные вечера. 1955. Второй лирический шедевр, пожалуй вершина лиричности в московской теме. Конечно эти экзотические геденестические веянья, воспетая в 1955 году томность вечеров на подомосковных дачах советского дворянства, в стране колхозов, где не праздновали день победы и даже не планировали в ближайшие десять лет, вероятно была связана с кончиной джугашвили. У этой песни есть достойное продолжение, песня Как упоительны в россии вечера, 1998 года, которую даже хотели сделать гимном россии, где воспевается томность вечеров очередного нового дворянства.
Сережка с Малой Бронной. 1958. Пронзительная песня в великолепной исполнении Бернеса.
Песенка об Арбате. 1959. Окуджава освятил Москву своим талантом.
Московские окна. 1960. Третий супер шедевр московской лирики, в бесподобном исполнении Утесова.
На Большом Каретном. 1962. Москвич Высоцкий о своем городе.
Лучший город земли. 1964. Жан Татлян. Оттепель совсем отвязала. Ворвался твист. Хрущев закатил дикий скандал по поводу этой песни. То есть восхвалять Москву было не так уж просто, начальству надо было еще угодить и тут от славы до опалы грань минимальная.
А я иду шагаю по москве. 1964. Дыхание оттепели, последние ее отзвуки.
Добрый вечер, из фильма "Дайте жалобную книгу", 1965. Последние капли оттепели.
Я пою о Москве. 1968. Застой сжимает город. Опять про ильича что то там, опять душит пропаганда.
Московская серенада. 1970. Снова лирика прорывается в песню.
Я вас люблю столица. 1974. Лещенко выдает пафоса по полной.
Александра. 1979. Хитовая песня из фильма Москва слезам не верит.
1979. Moskau. Вариант от Uschi Blum Москва глазами немецев.
До свиданья Москва. Песня написана к закрытию Олимпиады 1980 года. Постарались и песня конечно удалась. Нападение на Авганистан привело к бойкоту олимпиады, санкциям и девальвации. Все это положило начало конца совка. Это собственно было прощание с совком. Дальше было уже дело времени. В 1981 была закончена выдача паспортов колхозникам, с 82 года все граждане страны имели паспорта на руках, это было начало конца.
Окуджава Плачь по Арбату. 1983. И Окуджава тонко чувствует и тонко намекает, что эпоха подходит к концу.
Дарю тебе столицу. Пламя. 1986. Новые ритмы врываются в жизнь.
Чистые пруды. 1987. Четвертый заключительный шедевр московской лирики.
Покажите мне москву москвичи Розенбаум. 1988. Привет из СПб.
Группа "Браво" и Валерий Сюткин "Добрый вечер, Москва. 1989. Совок рушится и твист врывается в жизнь, и уже некому его запрещать.
На этом совок заканчивается оставив нам огромное песенное наследство.
Москва, звонят колокола. 1996. Газманов пытается изовсех сил продолжать традиции пафоса и пропагандиского восторга, шагающего военным маршем. На что получил ответку из СПб, от группы Ленинград. Москва по ком звонят твои колокола. 2012.
Москвич Визбор создал каскад песен о Москве заслуживающих отдельного перечисления, вот некоторые из них.
Москва святая 1963
Подмосковная зима. 1967.
Сретенский двор. 1970.
Воскресенье в москве. 1970.
Песня о Москве. 1972.
Сделаем вывод из данной антологии.
1. В московском песенном наследии можно отчетливо выделить мощный лирический блок, включающий четыре шедевра: Доброй ночи москвичи 47, Подмосковные вечера 55, Московские окна 60, Чистые пруды 87. К этой четверке можно добавить Лодочку 54, Песенку об Арбате 59 и конечно великолепные песни Визбора.
2. В большущем пропагандистко имперском блоке можно выделить действительно вершины этого жанра. Москва майская 37, Дорогая моя столица 42, Друга я никогда не забуду 41, Я вас люблю столица 74, Москва звонят колокола 96.
3. Ну и блок просто хитовых песен, добротных песен о Москве не перегруженных пропагандой. Москва злотоглавая 41, Сережка с Малой Бронной 58, На Большом Каретном 62, Лучший город земли 64, А я иду шагаю по москве 64, Александра 79, До свиданье Москва 80, Покажите мне Москву москвичи 88, Добрый вечер Москва 89,
4. Четвертый блок сатирический, протестный, визионерский содержит одну единственную песню в этом жанре Москва по ком звонят твои колокола 2012.
5. В пятый блок отнесем зарубежные песни о Москве. Конечно Москва привлекает внимание людей во всем мире и это откликается в музыке. Единственной известной песней о Москве является песня от ФРГшной группы Dschinghis Khan - Moskau. Песня вышла на пике раскрутки имиджа советского союза в мире в 1979 году, это первый и последний запданый хит посвященный России и Москве. Ее много кто перепевал. Вот вариант от Uschi Blum, немецкого комика Hape Kerkeling. 2010. После олимпиады80 в народе были популярны русские частушечного плана переделки этой песни в которых олимпиаде грозили бомбами, на кого то даже дело завели вроде за их публикацию в двадцатых годах 21 века. Краткий рассказ о истории этой песни смотри по ссылке.
В заключение на десерт шутки юмора от санкт-петербуржинки Мосяни
© С.В.Кочевых