Diderix / Сборник... / Финский вопрос / Пред.

Сборник статей и материалов посвященный деревне Любощь и местам ее окружающим

 

 

Финский вопрос

 

"Когда я стал изучать историю России,
вглядываться в лица людей на улице
- передо мной сквозь позднейшие наслоения
стала всплывать огромная
финская Атлантида..."
Ростислав Мартынюк

 

В связи с развалом последней модификации великой Российской империи - СССР - возникла уникальная ситуация, когда ограбленный материально, культурно и исторически народ, оказался на какое-то время предоставленным сам себе, пока идет борьба между разными группами за господство над ним. Можно ждать нового господина, а можно уже сейчас приступать к построению новой страны. Ее надо строить на правде, ибо только на правде, как на гармонии интересов всех участников, можно строить жизнь как индивидуума, так и общества. Для успеха в наших делах мы должны понимать чего мы хотим, а для этого надо понимать кто мы.

И тут мягко и естественно начала подниматься и обсуждаться тема финской расы. Все что говорится об этом теперь не новость, но никогда до сих пор не было возможно это обсуждать публично или слишком углубляться в эту тему в научных исследованиях. Поэтому важно обсуждать данную проблематику, привлекать общественное и научное внимание к изучению этой крайне важной для нас темы.

Большая часть территории современной России была многие тысячелетия заселена великой финской расой. Эта раса имела, насколько мы знаем, весьма открытый контур и жила по постепенно изучаемым и исследуемым ныне законам этногенеза. На гигантских территориях Евразии проживало огромное количество финских народов, которые представляли такое же разнообразие форм, как и народы индоевропейской группы.

Попав в "плавильный котел" Московского княжества, а затем и выросшей из него Российской империи, многие из этих народов были уничтожены как самостоятельные народы и этносы, и были включены то, что мы понимаем как русские, заложив фундамент и основу этого феномена и став теперь уже собственно им. Сохранили самосознание только финские народы, бывшие на периферии этого процесса и отличающиеся особенным упорством. Для лучшего сплавления необходимо было уничтожить историческую память и самосознание представителей этих народов. С этой целью был запущен миф о славянском происхождении русских, тем более что государственный язык формировался на основе привнесенного славянского диалекта.

После падения монополии на правду, мы можем четко и ясно констатировать то, что является очевидным и доказанным. Есть спорная поговорка, что мол если поскрести русского, то можно типа найти татарина, так вот, для того чтобы найти в нем финна, скрести русского не надо, финн в нем и так очевиден.

Для тех, кто не видит очевидного, потому что как сказал Конфуций, нет ничего более незаметного, чем то, что присутствует везде, приведем ряд известных фактов.

Конечно, это топонимика. Возьмем европейскую часть России - и мы увидим, что на огромной территории от Урала до Ботнического залива и от Северного Ледовитого океана до рубежа Казань-Рига, имеет место быть полная гегемония финно-угорских топонимов, даже несмотря на многовековое давление славянского языка и языков окружающих народов. Массово встречаются финские топонимы и гораздо южнее.

Занимаясь историй Орловского края, я неожиданно для себя наткнулся на финнов, что и стало причиной обращения меня к данной проблематике. Можно логично отнести четкие следы финскости, у как бы официально русского населения этих мест, к легендарным Вятичам, проживавшим ранее на этих территориях - самобытному, мощному, древнему и очень воинственному финно-угорскому народу который очень долго и героически сопротивлялся экспансии русских князей, и все-таки после многовекового сопротивления был включен в состав русских княжеств. Именно на землях Вятичей возникло Московское княжество и, возможно, именно их воинственности оно было обязано столь стремительному росту. За это Вятичи заплатили потерей самоидентичности, исторической памяти, языка, самобытной цивилизационной матрицы, но обрели свое продолжение в великом великоросском этносе. Теперь после этой огромной работы неплохо бы обрести вновь свою историческую память.

В 1893 году в Орловскую губернию для организации психиатрического дела был приглашен доктор П.И. Якобий. Проведя анализ психических заболеваний в Орловской губернии, он выявил четкую локализацию комплекса заболеваний, свойственных финской расе. Это привлекло его внимание и заставило провести ряд дополнительных исследований по данному вопросу, в частности, глубокое исследование топонимики края, комплекса обычаев жителей. Результаты своих исследований он опубликовал в книге "Вятичи Орловской губернии", вышедшей в 1907 году. Якобий выявил среди однородного на первый взгляд русского населения Орловской губернии три группы имеющие расовые различия. Если по двум другим не было столь яркой картины финскости, то средняя между ними группа имела и, естественно, имеет поныне совершенно своеобразную специфическую древнефинскую психику и характерный комплекс признаков финской расы. Доктор Якобий отнес данную группу к остаткам недорастворившихся Вятичей. Эта группа располагалась в виде клина, рассекающего Орловскую губернию с севера на юг. Согласно сегодняшней карте это Карачевский район Брянской области и западные районы Орловской области, в первую очередь Дмитровский и Болховский, в меньшей степени Мценский, Орловский, Кромский. На юге этот клин уходит в Курскую область, в Дмитриевский и Железногорский районы и, видимо, простирается далее в Белгородскую область. На север он расширяется в Калужскую и Тульскую области.

Те же результаты дала нам экспедиция Н.М. Могелянского, предпринятая в рамках программы Этнографического отдела Русского музея Александра III по сбору этнографического материала. В 1902 году им был проведен сбор предметов одежды населения Тульской и Орловской губерний. Могелянский писал: «Добытый мною материал показывает массу сходства, если не полного тождества... с теми образцами, которые собраны были еще раньше финским собирателем A. Heikel'ем гораздо восточнее, у чисто мордовского населения... Собранные мною коллекции внимательно осматривал покойный В.В. Стасов, причем постоянно повторял одну и ту же фразу: “все это финское”»

Таким образом, нам необходимо, наконец, четко заявить, что на огромных территориях центральной России - как минимум, Калужской, Тульской областей (а в действительности весь верхнеокский бассейн), восточного района Брянской и западных районов Орловской и Курской областей даже в начале 20 века еще ясно фиксировалась зона проживания некого финского этноса, находящегося в процессе завершающейся фазы этноцида. Даже при частном исследовании легко выявлялись совершенно своеобразная специфическая древне-финская психика, специфический комплекс обычаев и верований, специфическое произношение звуков русского языка, специфический костюм, специфическая топонимика. К сожалению, антропометрические исследования никогда не проводились, но безусловно новые методы изучения генома смогут дать нам искомый результат, если конечно это допустят власть предержащие.

И если с культурно-социологической точки зрения процесс этноцида остатков данного финского этноса к 21 веку можно считать полностью завершившимся, то с расовой точки зрения как они, местные жители центральных областей России (точнее, мы) были финнами, так ими и остались.

Мы видим, что данные наблюдения и выводы являются сегодня результатом частной инициативы и не находят никакого отклика или продолжения у оплачиваемых государством специалистов. Пока что сенсационная книга Якобиго, получившая одобрительные отзывы современных ему специалистов, пролежала заныканой сто лет безо всякого внимания кого бы то ни было в России, и только благодаря частной инициативе была извлечена на свет и включена в научный оборот. Так же как и сенсационные выводы и наблюдения Могелянского не нашли никакого отклика и продолжения в научных исследованиях, ровно как и бормотание Стасова. Так же как и многие другие, скажем так, замечания «мельком», которые можно найти у многих исследователей, которые касались данной темы, но, коснувшись, тут же эту тему сворачивали. Везде где мы посмотрим на русских без «славянских» очков, мы ясно увидим в них финнов.

Нам необходимо, наконец, перестать убивать себя исторически, идя навязанными нам князьями ложными путями мифического славянства, врать самим себе, тем более что для этого уже нет каких-либо оснований. Да, славянский элемент есть в составе русских и даже украинцев, как и балтский, тюркский и другие элементы, - и это важная часть нашей истории и нашего этноса, и он также должен быть осознан и изучен, без мифологизации и фетишизации. Нелепо противопоставлять славянский элемент ядерной финской расе, которая является основой великоросского этноса. Нам пора осознать, что наши предки жили на этих землях тысячи лет, а не забрели сюда невесть откуда жалких десять веков назад, как нам усиленно впаривают. Нам нужно максимально объективное и научное знание о нас самих.

К слову, недавно забрел скуки ради в Музей археологии Москвы на Манежной площади. Когда я рассматривал убогую экспозицию, меня настигла большая группа детей, которых построила строгая женщина экскурсовод и с важным видом указывая на жалкие ржавые обломки кривого топора и осколки горшка 17 века сообщила детям, что на землях нынешней Москвы люди появились в исторической перспективе совсем недавно. Если сравнить историю человечества с одним днем, то буквально несколько минут назад...

Многие разные финские народы жили многие тысячи лет на этих территориях, и обладали высочайшей культурой, которая позволяла иметь высочайшую вписаность в природу и гармонию с ней, они обладали потрясающей системой самоуправления. Именно отсутствие пирамид и гор мусора и является доказательством их высочайшей культуры и высшего развития цивилизации - и именно благодаря этому цивилизационному наследию мы получили то культурное преимущество и первенство в мире, которое имеют россияне. Славянская культура принесла сюда в десятом веке извне новую цивилизационную волну, но только благодаря мощному финскому стволу, имеющему глубочайшие многотысячелетние корни, от данной прививки получился такой удивительный плод как русские и более того, россияне. Игнорирование этого ствола и корней - или, еще хуже, попытка их выкорчевывания, приведет к гибели плодов. Напротив, удобрение корней даст рост плодам. Обратитесь к глубинам своей души, включите Русланову или Кадышеву и идите на звук, и вы придете домой. Пора начать уважать себя, пора перестать бороться сами с собой. И нам пора обратить сердце к нашим предкам, к нашим корням и к нашей истории и найти в прошлом дверь в будущее. У нас впереди еще большой путь.

 

© С.В.Кочевых, 29 января 2012

 

 

 

Поведение древнего вепса — прекрасный пример, который следует изучать
По материалам интервью Ольги Коньковой для ИА REGNUM

Картина, имеющая место в Ленинградской области (Ингрии), уникальна для западной части России — на территории области проживают четыре коренных малочисленных народа. Ни один из субъектов РФ не имеет такой богатой этнической картины. В 13 из 17 муниципальных районов и городском округе сохранился компонент коренных малочисленных народов, каждый из которых — не просто обладает самобытной культурой, древней историей, а ещё и яркими национальными чертами характера.

Свой богатейший образец духовной гармонии, полного разумного согласия с природой дают нам, например, вепсы — жители восточных районов Ленобласти. Находясь в лесу, вепсу нельзя было ругаться, разорять птичьи гнёзда, рубить деревья, кустарники. На воде тоже запрещалось браниться, бросать мусор за борт. Это прекрасный пример, которому стоило бы подражать... (Но, надо понимать, что эта цивилизация системно уничтожалась и на сегодня по факту не существует. Поэтому пожелание, типа, не гадить, остается пустым благим пожеланием, ни как ни коррелирующим с существующими на сегодня цивилизационными матрицами. СК )

Вепсы один из древнейших народов Северной Европы, первое упоминание о котором относится к 6 веку. В Повести Временных лет вепсы участвуют в создании первого русского государства. Известность вепсов, в частности, связана с деятельностью на этом поприще одного из них — Александра Свирского, признанного в последствии святым в православной церкви, его усилиями началась христианизация Севера. На Севере в 16 веке монастырей было основано больше, чем в остальных восьми епархиях московского государства.

Справка. ВЕпсы (устаревшее — чудь) — ныне малочисленный финно-угорский народ, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России. Общая численность в России — 8240 человек согласно переписи 2002 года (в 1926 — 33 тысячи человек; в 1959 — около 16 170; в 1989 - 12 142 человека). Людей сохранивших свою этническую самоидентичность как вепсы в ЛО осталось всего 2 тысячи.

Собственным сильным характером, богатейшей культурой обладали ижоры, предки которых впервые появились на берегах Балтики 17 тысяч лет назад. Во второй половине 12 века ижоры упоминались даже в документах Ватикана, как сильный народ. Общеизвестно, что в летописном сказании о Невской битве князя Александра со шведами (1240 год) говорится, что именно старейшина земли ижорской Пелгусий, находясь в дозоре, предупредил новгородцев о подходе шведской флотилии... Ижоры издавна занимались морскими промыслами, это определило суровый, несгибаемый характер представителей этого народа, и в то же время уникальную составляющую духовной культуры. Представьте себе, это самый фольклорный народ Европы, фольклористами записано 145 тысяч песен — настоящее богатство. Последняя перепись 2002 года зафиксировала только 327 человек заявивших себя как Ижоры.

Справка. ИжОра (ижоОрцы, самоназвание ижора, инкеройн, ижоралайн, карьялайн, ижор. inkeroin, izora, izoralain) — финно-угорский народ, в древности — основное (наряду с водью) население Ижорской земли.

К коренным малочисленным народам Ленобласти нужно отнести и многострадальных финнов — ингерманладцев. Это действительно многое переживший и выстрадавший, трудолюбивый, фанатично преданный своей земле народ. Когда-то финны были в пределах Санкт-Петербургской губернии самым грамотным народом — 70% из них умели читать и писать, притом что грамотность русского сельского населения в то же время составляла только 7%. Страшные времена репрессий и депортации пережили немногие. Сейчас на территории ЛО осталось менее 8 тысяч человек идентифицирующих себя как финны.

Справка. ФИнны-ингерманлАндцы (фин. inkerilaiset, inkerinsuomalaiset, эст. ingerlased, швед. finskingermanlandare) — субэтническая группа финнов, проживающая на территории исторической области Ингерманландии. Согласно переписи населения 2002 года в России зарегистрировалось как финны 34 тысячь человек, из них не менее 95 % составляют ингерманландские финны и их потомки.

Самым малочисленным из коренных народов ЛО является древний народ, известный по древнерусским рукописям 11 столетия — водь. Он тоже уникален, помимо прочего, и потому что сохранил древнейшие черты культуры Европы. Сохранились также ландшафты, объединяющие каменные постройки, древние сакральные памятники. Можно смело утверждать, что водь — один из самых магических народов, с уникальными костюмами, свадебными и прочими обрядами. А носителей его идентичности осталось всего 70 человек.

Справка. Водь (самоназвание вАддялайзыд (водск. vaddalaizod), вадьякко, водь, редк. вожане) — малочисленный финно-угорский народ в Российской Федерации, коренное население Ленинградской области. Численность в России составляет 64 человека в 2010 году (в 2002 — 73 человека), из них на родине, в Ленинградской области — 33 чел. (2010 г.; в 2002 г. — 12 чел.), в Санкт-Петербурге — ещё 12 чел. (2002 г).

Очень важная область культуры — фольклор коренных народов. Многие знают о Калевале (Kalevala) — карело-финском поэтическом эпосе, ставшем символом культуры Финляндии и Карелии. Но мало кому известно, что в прежние времена, именно в Санкт-Петербургской губернии была записана большая часть калевальских рун. Несколько лет назад начат уникальный проект, который требует продолжения. Это Интернет-проект по переводу фольклора коренных народов, объединивший не только жителей Ленинградской области, но и Карелию, Мурманскую область, Сибирь, Финляндию. По сути, он стал международным бесплатным проектом, очередной этап которого предполагает привлечения сельских поэтов, способных перевести на русский язык подстрочник. Таким образом, силами НКО и местных жителей, может быть возвращен Ингерманландский эпос, который, скорее всего, по значимости и красоте может быть сопоставим с Калевалой.

 

Что нужно знать о вепсах, чтобы подумать, что можете их понять?

1. Здороваться с вепсом можно кивком головы. Иногда достаточно контакта глазами.

2. Вепсы недемонстративны. Поэтому не любят фотографироваться. Во всяком случае, не быть на переднем плане.

3. Вепс знает, где проходят его границы. Если они нарушены, становится несчастным. Поэтому среди вепсов много отшельников.

4. Большинство вепсов - интроверты.

5. Вепс не играет в социальные игры. Для него нет социальных различий между людьми.

6. Вепс видит насквозь человека, место, ситуацию.

7. В любом возрасте его решения самостоятельны.

8. Можно не пытаться рассказывать вепсу что-либо о себе. Едва вас увидев, он уже понял всё.

9. Если вепс с вами многословен, то, скорее всего, он от вас защищается. Не обольщайтесь!

10. Вепс рождается со внутренним стержнем, зная, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому внешние правила ему мешают.

11. Вепс легко может обойтись без предметов роскоши и статуса. Этими погремушками лучше не трясти перед его носом.

12. Основа в отношениях с вепсом - уважение. В любом возрасте.

13. Вепсы - самые яркие индивидуалисты.

14. Вепс никогда не пойдёт против своей воли. Лёгкое давление, и вы больше его не увидите.

15. Вепс многогранен. Вы можете быть знакомы с ним всю жизнь, но знать только одну его сторону. Другие он вам не покажет. Поэтому, у разных людей могут быть разные мнения о нём.

16. Лучший друг вепса - он сам.

Alevtina Nikonova 19.03.20

 

 

 

Для внеклассного чтения
книга Дениса Сергеевича Осокина. Овсянки.

 

 

 

© С.В.Кочевых

Diderix / Сборник... / Финский вопрос / Далее

 

(с) designed by DP