Скачать книгу можно по данному лиьку. Размер зипа 1.3 Gb.
Ниже представлены выписи о селах: Работьково, Болжыжы, Осмонь, Девятино,
Упорой, Б.Кричино, М.Кричино, Домаха, Промкалево, Столбище,
Коротецкое, Кошелево, Шаблыкино
Приходы и церкви Дмитровского уезда. 1-ый благочиннический округ.
1.1. Село Работьково. Село и церковь существуют здесь еще до смутного времени, как это следует из писцовых книг царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Получило название от находящегося в близи урочища "Работьково". Расположено село в гористой местности, благоприятной для здоровья. От епархиального города 75 в., а от уездного 20в. Приход состоит из села и деревни Березовки. В приходе м 695, ж 720. Прихожане - крестьяне занимающиеся земледелием. Первоначальный приходской храм стоял, по преданию, вне села, около трех дубов, на одном из которых явилась икона Св. Николая Чедотворца. Когда храм сгорел, помещик Иван Семенович Корнев построил новый на собственные средства, но уже в самом селе, во имя Св. Николая Чудотворца, существующий до настоящего времени. К замечательным предметам храма должна быть отнесена упомянутая икона, по преданию оставшаяся не поврежденной во время пожара первой церкви, а также иконы Божией Матери Тихвинской и Всех Скорбящих Радости. Земли при церкви 76 дес. Причт - 2 чел.
2.1. Село Болдыж расположено на большой дороге идущей из Дмитровска на Севск, при небольшом ручье. От епархиального города 90 верст, уездного 3. История образования прихода теряется в глубокой древности. Именно о нем упоминается в летописях в середине 12 века, когда в этом селе была уже и церковь. Во времена Лжедмитрия-2 литовские люди разграбили и сожгли между прочим, церковь в селе Болдыж. В близи села имеется церковь на горе, называемая "Сторожищем", где, по преданию, защищенные с трех сторон рвами, жители укрывались во время набегов литвы и крымских татар. Приход состоит из села и деревни Алешанки. М-1215, Ж-1264. Все прихожане крестьяне, занимаются земледелием и от части отхожими промыслами. Ныне существующий в селе каменный храм во имя Рождества Христова является шестым с начала существования прихода. Построен в 1822 году вместо старой деревянной церкви, утроенной в 1639 году за ветхостью сломанной. Пределов в церкви нет. Причт по штату положен трехчленный, земли 42 десятины, домов нет, имеется церковно-приходская школа. Здесь замечательными по древности являются два полотняных антиминса, один времен царя Михаила Федоровича, другой - Алексея Михайловича.
3-ий благочинический округ.
1.3. Село Осмонь существует с 17 века и с другими церквями Камарицкой волости Радогощского стана находилась в подчинении у московских патриархов. Сохранилось предание, что первыми обитателями села были пришлые ли, переселенцы из разных вотчин, принадлежащих графу Безбородько, князю Трубицкому, Кантемиру и помещикам Губаревым. Переселенцы селились по уступам гор и по течению реки Османки, теперь не существующей. По другому преданию название село получило от семи вершин, существующих еще и теперь. Почва чернозем. От Орла 100 верст, от Дмитровска 15.Церковь в селе первоначально была деревянная в честь Вознесения Господня. Существующая ныне каменная, холодная, вместительная построена помещиком Гжелинским, заложена в 1847, освящена в 1852 году. В новой церкви сохранились иконы и вещи от прежней церкви, а также указы времен Екатерины 2 и Александра 1, книга из хлопчатой бумаги о подушном окладе за 1782 год, рукописная форма полного титула Императорского за 1784 год и др. Церковь имеет землю в размере 34 десятины полевой и усадебной и 10 десятин леса. Причт состоит из священника и псаломщика. В 1889 году в каменном здании, подаренном церкви местными помещиками, устроена церковная школа, содержимая на средства местных жителей. Кроме обычных молебствий в приходе села Османи совершается два крестных хода: в неделю ан. Фомы и 18 июня в память св. муч. Лаврентия. В бытовой жизни еще не вымерли языческие обычаи. При свадебных обрядах еще и теперь практикуется: выливание воды у колодца, наряживание парня в Бабу-Ягу или какой-нибудь подобный вид, езда на кочерге, езда на лошади убранной женскими шалями; все эти развлечения сопровождаются диким разгулом и песнями в честь древних идолов Ладо и Лели. Дворов в приходе 147, М-581, Ж-588.
2.3. Село Девятино от Орла 100 верст, Дмитровска 15 верст. Расположено по обеим сторонам реки Раторог. Почва суглинистая. Местность здоровая. Каменная церковь устроена в 1848 году князем Голициным, в честь святого Николая вместо обветшавшей прежней деревянной церкви; обнесена каменною оградою. Церковь холодная, очень вместительная. На упраздненном кладбище, на месте старой деревянной церкви стоит каменная часовня. Состав прихода входят деревни Власовка и Холчевка. Дворов в приходе 172, М-952, Ж-923. При церкви состоят священники псаломщик. Земли и сенокоса причт имеет 31 десятину, а усадьбы более 3 десятин. В селе находится школа грамоты, помещающаяся в церковной караулке. Местному населению памятно бывшее в недавнее время ниспослание дождя по молитве во время засухи, сопровождавшееся достаточным урожаем. Добрую память оставил здесь местный священник Николай Стефанович Вознесенский, более 40 лет прослуживший при церкви села до 1878 года и снискавший общее уважение усердием к богослужению, любовью к усладительному пению, строгим порядком в храме, требованием от прихожан и посторонних правильного возложения крестного знамени, учительностью, правдивостью, прямостью, нестяжательностю, нищелюбием.
3.3. Село Упорой, расположенное по обеим сторонам большой Киевской дороги, находится в 105 верстах от Орла и 20 верстах от Дмитровска. В селе Упорой имеется небольшая река, называемая также Упороем и берущая свое начало не далеко от села. Пологают, что Упорой получил свое название от того, что жители первоначально поселились за земляными упорами, или крепостями которые устраивались в защиту от неприятелей во время набегов татар или литвы. Признаки этих упоров видны до сих пор на юговосточной стороне села, где, как говорят старожилы, находили обломки оружия и множество пуль. К селу причислены деревни Березовка и Любощь. Местность для здоровья вредная, в следствие отсутствия хорошей воды. Почва в приходе суглинистая. М-1257, Ж-1187. В следствие малодоходности крестьяне вынуждены уходить назаработки. Церковь села во имя Обнавления храма Воскресения Христова каменная, холодная, построена в 1829 году помещиком Петром Васильевичем Милорадовичем, прах которого погребен в церковной ограде. В селе сохраняется ветхая деревянная церковь в честь св.пр. Илии, устроенная в 1741 году, а в ней антиминс, выданный московским метрополитом Тимофеем 29 сентября 1759 года, на котором совершается священнодействие и теперь. Причт при означенной церкви состоит из священника и псаломщика. Земли у названной церкви распашной, сенокосной и усадебной 36 десятин. В приходеесть церковная школа, построенная на средства графа Гейден и школа грамоты, открытая в 1891 году в здании принадлежащем крестьянам. Карта (231 Кб)
4.3. Село Большое Кричино находится при небольшой реке Расторог и отстоит от Орла в 105 верст, а от Дмитровска в 16. Местность благоприятная для здоровья. Почва суглинистая. До 1797 года это село принадлежало к Камарицкой волости, а в 1797 году оно подарено было императором Павлом 1 полковнику Офросимову по жалованной грамоте. Церковь в селе основана была в 1850 году, а окончена и освящена в 1869. Строителями церкви были Офросимовы - генерал-майор Борис Федорович и полковник Александр Федорович, - владельцы села. Здание церкви каменное, вместительное, но холодное. В церкви три пристола; главный - во имя великомученика Георгия, а пределы во имя покрова пр. Богородицы и св. Николая. Из святых икон особенно чтится икона Пресвятая Богородица Всех Скорбящих Радости. Дворов в приходе 88, М-355, Ж-353. Земли при церкви: 33 десятины распашной, 3 усадебной и одна десятина огородной. Эта земля находится в 3-х верстах от церкви. При церкви состоят священник и псаломщик. Школы нет. Приход состоит из села Большое Кричино и деревни Воронино. Карта (231 Кб)
5.3. Село Малое Кричино находится от Орла 105 верст, от
Дмитровска 15. Местность здоровая. Почва суглинистая. Церковь во имя
святого Великомученика Георгия, построена прихожанами в 1780 году,
деревянная, холодная, не вместительная. В состав прихода входит деревня
Ковелино; мужчин 359, женщин 346; земли при церкви: усадебной три десятины,
сенокосной три десятины, распашной 30 десятин. Причта при церкви нет. А
с 1874 года заведует ей причт села Большое Кричино. Школа в селе находтся в
квартире, нанимаемой прихожанами. В школе обучается 40 мальчиков.
Карта (231 Кб)
6.3. Село Домаха получило название, как говорит предание, от
жившей при основании села Домны, которую за ее большой рост и силу, называли
Домахою. В начале поселение состояло из 12 человек, живших одной семьею в
одном доме. От Орла село находится в 100 в., от Дмитровска в 12в. Село стоит
на большой дороге от г. Дмитровска на станцию Комаричи. Местность признается
здоровою. Почва состоит из глубокого чернозема. Церковь в селе во имя св.
Николая, каменная, построена на средства прихожан, освящена в 1846 году и
доселе существует в такомже виде в каком построена. Число мужчин 776,
женщин 782. При церкви есть земля в количестве 38 десятин, из них 30 десятин
полевой, 5 усадебной и 3 луга. Кроме этой земли, находящейся в черте
крестьянского надела, церковь владеет лесом под названием "Чернечник", в
количестве 42 дес. Причт состоит: священник, дьякон и псаломщик. При церкви
имеется церковный дом, где живет священник. В селе имеется дух классное
министерское училище, открытое в 1900 году. На устройство этой школы
крестьянами села Домахи ассигновано 2000 рублей и Министерством народного
просвещения отпущено 1000 рублей. В селе имеется земская больница с
фельдшером. Крестьяне в большом количестве уходят на заработки по каменным
работам на юг России. Карта (231 Кб)
7.3. Село Промкалево получило название от источника Промклевца.
В древности это село называлось Поповкою, как видимо из плана Киевской
дороги от города Дмитровска. Село отстоит от Орла 92 версты, от
Дмитровска 7. Почва глинистая и мало плодородная, но местность здоровая.
Церковь деревянная устроенная прихожанами в 1797 году во имя св. Василия
Великого, холодная, помещает в себе 400 человек. В церкви находится особо
чтимая икона Прасковьи Мученицы, называемой "Пятницей", празднование которой
присходит ежегодно в 10-ую пятницу после Пасхи с крестным и торжественным
ходом на колодец. Время установления этог праздника не известно. Дворов в
приходе 400, М-1495, Ж-1492. Всобственности церкви состоит земли
усадебной 4 десятины с саженью, полевой 30 десятин и луговой 3 десятины.
Состав причта: священник, дьякон и псаломщик. Школа грамоты существует
с 1894 года. В состав прихода входят деревни Талдыкино, Кочетовка, Вижонка.
Крестьяне живут земледелием и отхожим промыслом.
1.2. Село Столбище, отстает от Орла на 75 в., от Дмитровска
на 15. Триста лет тому назад эта местность была пограничной окраиной
Московского царства; сюда скрывались все те, кому на родине грозила кара
правосудия, или кому не в силу тяжела крепостная неволя; сюда же часто
делали набеги крымские татары. До сих пор называют становища татар и их
кузницы. Жизнь в этих краях была далеко не безопасна; поэтому коренные
жители предпочитали селиться в глухом лесу, или в глубоком овраге, в дали
от проезжих дорог. Так село Столбище раскинулось по обеим сторонам
безымянного оврага и заметить его можно только тогда, когда очень близко
подъедешь к нему, не дальше версты. Пяти верстах от этого села идет "Свиная
дорога", столь излюбленная татарами. Близь села сохранился "Свиной" родник
ключевой воды. Хотя жители села и надеялись скрыться от зорких татарских
глаз в овраге, но все-таки грабители разыскивали их, а они защищались
кольями - "столбами били". От сюда и название села. Церковь села
существовала в начале 17 в.; она значится в списке церквей подчиненной
Московской епархии. Сведений о прежнем церковном здании не сохранилось;
по преданию, она продана в село Обратево, где действительно стоит маленькая
деревянная церковь, в настоящее время упраздненная. Хотя в селе храм был
освящен во имя Пр. Сергия, Радонежского Чудотворца, но в селе Обратьеве
церковь освящена во имя Святителя Николая, с оставлением в иконостасе иконы
Пр. Сергия. В 1800 г. столбищенцы купили себе в городе Севске, на городке,
деревянную церковь, перевезли к себе и она была освящена во имя Преподобного
Сергия с устройством предела в честь Знаменской иконы Божией Матери (с каким
наименованием была эта церковь в Севске). В таком виде эта церковь была
поставлена в 1800 г., в таком она и остается до ныне, если не считать
исправление колокольни, подведения фундамента из дикого камня и от времени
до времени покраски с наружи и с нутри. Храм этот просторный, светлый, с 5
ярусным старинным иконостасом, в котором иконы скорбящей Божией Матери и
Святой Великомученицы Прасковьи особенно чтимой прихожанами. Храм обнесен
деревянной оградою. Подъезд к храму, одиноко стоящему на пригорке, очень
крутой; храм от причтовых построек отделяется глубоким оврагом; сообщение
с приходом неудобное. Приход села Столбище состоит исключительно из крестьян
бывших в крепостной зависимости. При выходе на волю, они получили маленькие
участки малоудобной земли. Землей они мало дорожат, бесхозяйственно к ней
относятся и поэтому бедствуют. В селе общественная земля подлежит ежегодному
переделу между наличными домохозяйствами; каждый хозяин, получивший
получивший ту или иную полосу земли только на один год, не старается ее
выравнить или удобрить, зная, что на следующий год она попадет другому
хозяину. Без надлнжащего призора земля все более и более разрывается
весенними и дождевыми потоками; в глинистом или песчаном грунте из
образованной на скате небольшой канавки быстро образуется овраг. Все
овраги занимают примерно 10% земли столбищенцев. Образование оврагов
прежде задерживали рощи и кустарники, но теперь всякие древесные насаждения
вырублены на топливо. Не встречая препятствия вода все больше разрывает
овраги вынося из них ил и заполняет им луга. Не так относятся к своей
надельной земле крестьяне приходской деревни Дудинки. У них передел бывает
через 12 лет. Хозяева препятствуют всячески весенней заносить их луга.
Поэтому дудинские крестьяне обеспеченнее столбищенских. Избыток сена продают
и выплачивают лежащие на них денежные повинности. Но вообще земля приносит
урожай сам-два и сам-три, что не достаточно даже для незатейливого
крестьянского бытья. Поэтому крестьяне пытаются иметь заработки на стороне.
Преимущественно с апреля по октябрь они отправляются в южные города России
и там находят себе сельскохозяйственные, строительные или фабричные работы.
Иногда удается им прокормится там лето и на зиму собрать рублей 50-100.
Сравнительно с крестьянским, этот заработок считается более легким и
благодарным, а потому к такому заработку стремятся все крестьяне. Зимой
они занимаются извозом по найму лесных материалов или дров, в прочем, только
большая нужда выгоняет крестьян зимой в лес. Столбищенский прихожанин свою
церковную жизнь и свое христианское настроение ставят в очень тесную связь
со своим материальным обеспечением. Летом он в отлучке и постоянно занят
работой, так что и в храм сходить некогда, зимой невочто одеться, а в худой
одежде в храм стыдно идти. К великому посту более половины населения едят
уже покупной хлеб. Деньги нужны на хлеб, а говеть не с чем. И только
благодаря неутомимому надзору образцового священника бывают редкие случаи
не говения по не радению. Пристольный праздник и свадьбы справляются с
большими тратами на покупку вина. Всех прихожан м 852, ж 851. Но ни
количество душ ни 36 десятин церковной земли не создали столбищенскому
приходу репутацию достаточного (по доходу братских средств на содержание
причта). По этой причине дьяконское место стоит вакантным более 50 лет.
Для помещения наличных членов причта - священника и псаломщика - имеются
небольшие церковные квартиры. Церковной школы в приходе нет. Для обучения
мальчиков имеются два земских училища, жалование учителям платит земство,
а остальное содержание отнесено на средства земских обществ. Мальчиков
обучается 77, половина всего числа мальчиков. Обучение девочек крестьянские
женщины считают непозволительной роскошью для их полуголодного быта и
скорее засаживают их с 8 летнего возраста за прялку. Редко посещая церковь,
отказываясь от устройства церковных школ, население села Столбище устраняет
от себя просветительное влияние церкви. Хотя церковная проповедь часто
раздается и в церкви и даже по жомам, но мало она оказывает влияния на
исправление поведения прихожан. Все слушают поучения и наставления
внимательно, иногда со вздохом и слезою на глазах, но по выходе из церкви
сейчас же забывают все это и ведут свою обыденную жизнь с пороками и
суевериями. Суеверий, предрассудков и примет у прихожан множество, и они
слишком привились к крестьянской жизни. Разъяснит им приходской священник
нелепость и лож суеверия, старается убедить их не верить лжи, а какой ни
будь рассказ о порче или видениях опять оживит предрассудки. Обычные
суеверия; в доме хозяйствует домовой, в лесу бродит леший, на сенокосе
шалит луговой и т.п. Верят в дедов знахарей, признают за ними умение
лечить, узнавать будущее, находить краденное. Думают, что знахари наводят
на человека болезнь и сухоту раз только вынут у него след, верят в
наговорную водицу и взятую с могил землицу, первую как целебную, вторую как
смертельную. Нельзя переходить дорогу тому, кто отправляется в дальний путь
или едет пахать и сеять. Опасна встреча со священником и всегда несчастна
встреча с человеком, над которым совершено таинство елеосвящения. От Святой
недели до 20 июля пятницы почитают за праздники и не работают в эти дни в
полях, а после 20 июля уже не соблюдают пятниц, да и града уже не опасаются,
в то время он не так вредит посевам. Перед крещением младенца кладут на
шубу, вывернутую на изнанку, так же на шубу ставят перед браком жениха и
невесту, чтобы они в жизни были богаты и не в чем не нуждались. А после
брака встречают молодых с горячими углями на сковороде и в воротах проводят
их через огонь, что бы на них не действовала порча. Когда покойника понесут
мимо дома, выливают в след ему воду из ведер, отводя этим дорогу смерти,
чтобы она не зашла в этот дом. Много и других суеверий, которым и сами
прихожане не знают объяснения и все же не решаются с ними расстаться, потому
что так делали старые люди и им заповедали. Только тогда можно надеяться на
искоренение суеверий, когда грамотность сделается всеобщим достоянием, так
как и теперь грамотные крестьяне не всяким суевериям верят, а над иными даже
смеются. Нравственность крестьянского населения прихода идет в низ, в связи
с обеднением его и знакомством с фабричной жизнью. К чужой собственности
имеют мало уважения и не считают за грех кражу из окружающих лесов дров и
вообще всего, что попадается под руку, даже среди белого дня. Водка
считается первым и единственным угощением и на свадьбу ее расходуют от
50 до 100 рублей. Хотя а селе и деревне Дудинки более 200 домов приходской
священник находит только один дом выдающийся по усердию к богослужению
благодаря тому, что глава дома не дает сыновьям отделяться и зорко следит
за всеми членами семьи. Столбище и с внешней стороны не привлекательно,
видны кучки без всякого плана разбросанных почерневших крытых соломой хат,
на краю не обсаженное деревьями кладбище с покосившимися и поломанными
крестами. Только и радует взор зеленая церковь среди села.
См.: О поверьях. 1865 г.
2-ой благочинный округ.
Село Коротецкое, Кошелево тоже, лежит на расстоянии 70 верст
на Юго-Запад от Орла, а от уездного Дмитровска 18 верст на Северо-Восток.
Село расположено по берегам речки "Неживки", впадающей в реку Оку, а
берущей начало в лесных дачах, бывших князя Лобанова-Ростовского, а ныне
принадлежащих Его императорскому высочеству Великому князю Сергею
Александровичу. В 3-х верстах от села проходит большая дорога с Кром на
Дмитровск. Климатические условия местности благоприятные для здоровья, т.к.
в окрестности много смешанных лесов. Почва почти везде глинистая, в
большинстве не вознаграждающая трудов по обработке. Приход имеет три
названия: 1. Село Покровское - по имени храма Покрова Присвятой Богородицы.
Это название уже вышло из употребления и встречается только в древних
книгах, документах, планах и т.п. 2. Село Коротецкое - по имени
речки "Коротецкой", берущей начало в Коротецком лугу, принадлежащем местным
крестьянам, и впадающую в речку "Неживку" по берегам которой и расположено
само село. Название Короротецкое старинное и в настоящее время употребляется
только в церковных документах. 3. Село Кошелево. Подлинно не известно
почему оно так называется. Предание говорит, что в давние времена здесь
был владелец Кошелев, по имени которого и названо село. Последнее название
в настоящее время самое распространенное и употребительное. Во всех
гражданских бумагах употребляется только последнее название. Приход состоит
из села и деревни Игнатьевой. М 589, ж 636. Главное занятие - земледелие.
Но так как земля глинистая, местами не заслуживающая обработки, значительная
часть крестьян на летнее время уходит в южные губернии на заработки: делать
кирпич, печи, плотничать и т.д. До открытия в селе в 1885 году земской школы
народ жил положительно во мраке и невежестве. О религии не имели никаких
понятий, в храм почти не ходили, на исповеди не бывали по 10 лет, молитв
никто не знал никаких. Женщины считали за молитвы такие например вещи:
"На море - океане, на острове - буяне" или " Заря зарница, красная девица,
рано вставала…" и т.п. Словом, в деле религии, народ был положительный
невежда. Но с открытием школы свет стал проникать понемножку в народную
темноту; число грамотных увеличилось, мнение народа о храме и о всех
святых и божественном изменилось. Поступившим на приход в 1887 году
священником Дмитрием Поповым было обращено особое внимание на посещение
прихожанами храма, на знание общеупотребительных молитв, была устроена
воскресная школа для взрослых. Бывшее в прежнее время очень сильное пьянство
значительно сократилось, так что из бывших в селе трех кабаков остался один.
Хотя священник Попов, ныне умерший, принужден был удалиться из прихода по
прошению местных воротил, но посеянное им доброе семя не погибло, а
понемногу растет, и приносит плоды. В настоящее время богослужения в
храме посещаются прихожанами усердно, хотя в зимнее время богомольцев
бывает немного. У исповеди и Св. Причастия, за немногими исключениями,
бывают почти все. В родительские субботы и прочие дни поминовения усопших
каждый дом считает своей неприменною обязанностью послать в храм хотя бы
одного члена помолиться за умерших своих родственников. Все носимые иконы
из монастырей принимаются прихожанами с редким усердием и благоговением.
Храм каменный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, холодный. Ни
документально, ни письменно не известно, когда и кем построен. Но так как
в церковном архиве есть два или три указа Императрийцы Елизаветы Петровны,
то можно думать, что храм построен в середине 18 столетия. Существует в
своем первоначальном виде, придельных алтарей в нём нет. Есть особо чтимая
и уважаемая икона Святой мученицы Прасковьи, нареченной Пятницы, резная,
в уменьшенный рост человека. Перед этой иконой служится много молебнов не
только по просьбе прихожан, но и чужеприходных. Есть устное предание, что
икона эта была найдена вдовою из дома Стариковых села Кошелева в колодце
под названием "Добрый", который находится в Коротецком лугу; колодец этот
и до селе почитается у местных крестьян святым. Иногда, по просьбе
прихожан, бывает туда крестный ход для освящения воды. Земли при сей
церкви 36 десятин, казенного жалования для причта 400 рублей. Причт
состоит из священника и псаломщика.
2-ой благочинный округ Карачевского уезда.
Село Шаблыкино и его приход расположены при большой
Орлово-Трубчевской дороге, занимают ровную, немного прорезанную в востока
и юго-запада оврагами, квадратную площадь, около 25 кв. километров,
орошаемую небольшою речкой Могом, тихо протекающую в илистых берегах.
Климат и условия места очень благоприятны, местность сухая, в
северо-восточной части покрыта лиственным лесом. От Орла 60 в. к востоку,
от Карачаева 35 к северо-востоку. Шаблыкинский приход получил свое название,
как говорит предание, от фамилии помещика Шаблыкина, который лет 200 назад
владел этой местностью, покрытой первобытными лесами. К приходу теперь
принадлежат деревни - Павловка, в южной его части, Савостино и Погорельцево,
в восточной части. Общая численность прихожан до 1895 года была более 2000
обоего пола. Но в этом году 189 семейств в числе 1313 человек выехали на
поселение в Тобольскую губернию где получили на каждую наличную душу
мужского пола по 15 десятин земли. Следующие причины побудили крестьян
к переселению в таком количестве. Выходя на волю по Высочайшему Манифесту
19 февр. 1861 года, крестьяне села Шаблыкина отказались получить от помещика
Киреевского полный земельный подушный надел, а согласились взять лишь
по 0,5 десятины на тягло дарственной земли. Полная невозможность
увеличившемуся населению прокормиться с имеющегося надела заставила искать
земли в Тобльской губ., где в Ишимском округе Щаблыкинцы облюбовали себе
участки. Их надельная земля поступила в пользование оставшимся на старом
месте около трех десятин на душу. В настоящее время в приходе числится
570 м. и 550 ж в 182 дворах. Из описи храма за 1791 год видно, что в селе
была деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а по описи 1818 г.
значится деревянная церковь Св. Великомученика Георгия Победоносца.
Настоящая каменная церковь начата в 1833 г. старанием и на средства
Николая Васильевича Киреевского и освящена в 1853 году Высокопреосвященным
Смаргадом. Церковь имеет величественный и даже грандиозный вид,
крестообразную форму и может считаться одной их лучших сельских церквей.
В ней в ряд стоят три престола. Главный и средний во имя Георгия
Победоносца, придельный с правой стороны во имя Святит. и Чудотв. Николая,
а с левой стороны во имя Святой и праведной Плисаветы, покровителей имен
строителей храма и его матери. При церкви каменная четырех ярусная
колокольня. Вокруг каменная ограда. В 1896 году на средства помещика
Сергея Владимировича Блохина левый предел сделан теплым и отделен от
настоящего стеклянной перегородкой. Капитальный ремонт всего храма
произведен в 1890 году. Все три иконостаса были отделаны заново и
вызолочены. Из святынь храма особенно замечательна икона Владимирской
Божей Матери, которая стоит в главном алтаре, и икона Покрова Пресвятой
Богородицы в середину которой вложен небольшой серебряный вызолоченный
крест со Св. мощами разных святых с надписью: "Святые мощи". Первая икона
из стари именуется чудотворной и уважается всею местностью. Подарена она
в церковь в 1799 г. матерью строителя настоящего храма Елизаветой
Федоровной Киреевой, урожденной Стремуховой. Икона эта считалась
покровительницей рода Стремуховых. На иконе риза и венцы серебряные,
вызолоченные, украшенные местами жемчугом и драгоценными камнями. На
венце Богоматери корона выложена жемчугом, шея украшена жемчужным
ожерельем с одним зеленым камнем. На венце спасителя корона унизана
жемчугом с тремя большими и четырьмя малыми камнями. На короне небольшие
крестики из драгоценных камней в серебряной оправе. Серебра на иконе семь
фунтов, ценою 2000 рублей ассигнациями. Церковь владеет двумя 4% билетами
государственной ренты по 200 рублей, которые находятся на хранении в
отделении Орловского Государственного Банка.
Виды парка при селе Шаблыкино Орловской губернии в имении Николая Васильевича Киреевского.
Рискунки выполнены с натуры и на камне Р.К. Жуковским. Печать в Литографии М. Бергмана в С-Петербурге.
© С.В.Кочевых, 2002-2010