Diderix / Сборник... / Церкви 1628-1746 / Пред.

Сборник статей и материалов посвященный деревне Любощь и местам ее окружающим.

Выдержка из книги Холмогорова Гавриила Ивановича. Материалы для истории церквей Орловской епархии. Выпуск 1. Севской десятины жилые данные церкви 7136(1628) -1746 гг.
От Московского Духовно-цензурного коммитета печать дозволяется, 10 июня 1904. Цензор протоирей Александр Смирнов. М. 1904.

(О церквях в селах Кричино, Упорой, Неварь.) См. Карта (231 Кб)

 

Севская десятина, входившая в состав патриаршей волости, заключала в своих границах, как видно из первой сохранившейся в Архиве министерства юстиции приходной окладной книги "жилых данных церквей" Патриаршего казенного приказа за 7136 (1628) г., 51 жилую данную церковь. В 7139 (1629) - 1700 гг., как видно из тех же книг (эти книги сохранились за 7136 (1628) - 1746 гг., а за 1633, 34, 36-38, 1740, 41, 43-45 гг. книг на лицо не имеется, из них 1628 - по 1739 гг. заключаются в отделе "Патриарший казенный приказ", 1740 - 46 гг. - "Дворцовый приказ"), "прибыло" в одной десятине 68 церквей. В 1701 - 1746 гг. - 36 церквей, а всего в вышеозначенных книгах с 1628 по 1746 гг. писалось старо- и новостроенных 155 церквей, из них 7 церквей не стали писать как выбывшие в Белозерскую и Пошехонскую см. № 64, 65 и 66 и в Брянскую см. № 50 и 51 десятины, - как писавшиеся см. № 55 "вдвое" (в двух местах), - и как выложенные из оклада см. № 87 "за разорением приходских дворов воеводой Неплюевым". Хотя приходских книг не сохранилось за последующие (после 1746 г.) годы, но из общей валовой ведомости о сборе данных, гривенных, полоняничных и казенных пошлин (см. Дворцовый приказ кк. 435 и др.) видно, что в Севской десятине в 1752 - 1763 гг. состояло 82, да в ведомстве Николо - Столбовского монастыря - 67 церквей. *Севской десятины с 82 церквей данных 110 руб., 49,5 коп., пошлин 13 руб., 94 коп., полоняничных с 179 дворов 7 руб., 16 коп., гривенных 8 руб., 20 коп., всего 139 руб., 79,5 коп. Севского уезда ведомства Николаевского Столбовского монастыря десятины с 67 церквей данных 109 руб., 22,5 коп., пошлин11 руб., 39 коп., полоняничных со 192 дворов 7 руб., 68 коп., гривенных 6 руб., 70 коп., всего 134 руб., 99,5 коп.)

Все жилые данные церкви, как видно из вышеозначенных книг, были построены большей частью полковыми служилыми людьми - солдатами на новых поселенных местах. Постройки деревянных церквей по разнообразным челобитным "дальность расстояния от приходской церкви, болоты, разлитие рек, не проходимые леса" (а в челобитной № 150 сказано: "за дальностью от церквей и за мирскими всякими приключающимися требами, понеже телеса человеческие хоронят без покаяния, также и роженицы лежат многие недели без молитв и младенцы без крещения") производились очень скоро и со стороны Патриаршего казенного приказа не было "волокиты" и замедления к выдаче благословенной грамоты, если со стороны храмоздателей были выполнены все законные условия относительно уступки земли на прокормление "попа и причетники" в новь строящейся церкви. (Нельзя не упомянуть об особенности, встретившейся в одной из челобитных (см. № 146) относительно утверждения уступленной причту церковной земли: "в Севском уезде, писали в прошении челобитчики, земля не поместная и церковных земель ни к единой церкви справленной в поместном приказе нет, а дается та земля из наших солдатских дач по договору во всех трех полях") Если же церковь строилась на старом церковном месте, то на справку обычно выписывались сведения из приходских окладных книг Патриаршего казенного приказа и из переписных 7185 (1677) и 1703 гг. книг. Из тех же приходских окладных книг видно, что в Севской десятине с 1629 по 1731 гг. не прошло почти не одного года, кроме 1644 - 1651 гг., без постройки в том или другом месте церкви. Все это объясняется с одной стороны быстрым заселением этой местности, а с другой - религиозным настроением видеть около себя Дом Божий, без которого "пробыть не возможно". Что же касается до количества приходских дворов, то их число было слишком ограничено: большинство приходов состояло из 40, 30, 20 и даже 10 дворов, и не много было таких, как слобода Дмитровская, в которой состояло более 100 дворов и прихода Казанской пресвятой Богородицы в городе Севске, в котором значилось 250 дворов.

Оклад данных денег с церковными и пошлинами, положенный на каждую церковь с числа приходских дворов и количества и качества церковных земель по переписным книгам, составленным, вероятно, Свинского монастыря настоятелем Иовом Челюскиным (хотя в заголовке означенной Севской десятины и нет указания на переписные книги, но последние, следуя указанию других десятин, должно отнести к 7128(1622) г.). В 7186(1678) г. изменился, или лучше сказать, прибавился и в приход. книге под каждую церковную статью отмечено: "а по переписным книгам из Трубческа Челнского монастыря строителя иеромонаха Маркелла по новому окладу дани положено столько то". С 1710 г. данные окладные деньги и церк. Пошлины стали писаться, в означенных же книгах, общей суммою, кроме гривенных и казенных пошлин.

Севская десятина в вышеписанных приход. окладных книгах за 1710 - 1721 гг., как отошедшая в Киевскую губернию (в которую в месте с Севской десятиной выбыли Путивльская, Белопольская, Карачаевская, Рыльская и Трубчевская), не писалось, производство же дел о строении и об освящении церквей, как видно из записей печатных пошлин, в Патриаршем (а потом в Синодальном) казенном приказе шло безостановочно.

Севская десятина - также, как и другие десятины, состоявшая в патриаршей области, имела в городе Севске свой собственный Десятильнич Двор, в котором председательствующими или управителями духовными делами назначались указами патриархов настоятели монастырей: Свинского, Спаского, Жиздринского и более всего Николо-Столбовского, а с ними присутствующими - по патриаршим приказом, старосты поповские.

Все жилые данные церкви Севской десятины в 1628 - 1746 гг. писались "в Севском остроге и Комаринской волости" или "в городе Севске и его уезде", разделенном в административном отношении светскою властью на волости и станы. В Севской десятине ни какой другой волости, кроме Комарицкой, не встречается, а в ней станы Брасовский, Голодневский, Радогожский (он же Радонежский), Чемлижеский. Были ли еще какие волости и станы в Севском уезде не известно, так как ни в писцовых, ни переписных книг (кроме переписной 7154(1646)г. одного только города Севска) в Архиве министерства юстиции по городу Севску не сохранилось.

В настоящем выпуске все жилые данные Севской десятины помещены в том же порядке, как они написаны в приход. окладных книгах Патреаршего казенного приказа, под церковными статьями помещены отметки, сделанные в книгах на полях, или с верху и с низу статей. Т.к. церковные статьи писались в книгах однообразно без всяких изменений, то мы не находим нужным каждогодно повторять их, ограничиваясь (что церковь существовала с 1628 по 1746) указанием последнего 1746 г. После церковных статей помещены выписи из дел и других разнородных документов, хранящихся в Архиве министерства юстиции в Отделах Патриарших казенного, дворцового и монастырского приказов.

Примечание. Соответственность годов от сотворения мира годам от Рождества Христова следует вычитать 5508, а при месяцах сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 5509 (с 6898 по 7209).

40. В. муч. Егория в селе Крычине дани 21 алтын, 3 деньги. Десятил. И заезда 3 алт., 4 ден.

186 г. - дани 18 алт., 2 ден. 1746 г. - 95 коп. (пишется в вотчине князя Кантемира)

160 г. окт.16 запечатана благословенная грамота в Комарицкую волость в Радогожский стан в село Кричино по челобитию драгунского строю Ивашки Иванова с прихожены на один престол страстотерпитца хр. Георгия, пошлин гривна взято, подпись дьяка Ивана Кокошилова (Печат. Конт. Кн. 31, л.12).

1729 г. авг 21 дана перехожая память села Новокричина (Большое Кричино) попу Семену Васильеву будет у той церкви кроме его иной поп есть и ему перейти в Рыльский уезд в село Арбузово к церкви Николая Чудотворца.

93. В прошлом 192 г. марта в 5 день по ук. Св. патр. И по помете на выписке казначея старца Паисия Сийского велено дать в новь благословенная грамота о строении Георгиевской церкви в селе Кричино по челобитию села Кричина солдат старосты Мишки Кондратьева с товарищами, а у той де церкви по сказке их в приходе: двор попов, двор дьячков, 30 дворов солдатских, 40 дворов бобыльских, да двор церковный пашни дали они из своих земель к той церкви попу с причетниками на прокормление 10 чети в поле, а в двух по томуж, сена 20 копен, а в нынешнем во 194 г. марта 4 день по мете на выписке же казначея старца Паисия Сийского, а по челобитию села Кричина Георгиевского попа Афанасия Герасимова велено тое новопостроенную церковь по сказке прежней солдатской, с попова, с дьячкова по указу с 30 дворов солдатских, с 40 дворов бобыльских, с церковной пашни 10 чети, с 20 копен сена, дани положено 29 алтын, 2 деньги заезда гривна и те данные деньги с той церкви велено имать с нынешнего 194 г., выписка о том у меня Ивашко в очисном столпу и марта в 5 день с сей церкви данные деньги на нынешний 194 г. взяты, платил тое церкви поп Афанасий Герасимов, принял Ивашко Неустроев.

1746 г. - рубль, 28 коп.

(Церковь св. Илии, бывшая в Столбовском монастыре в 1719 году была перевезена в село Димтровское т.е. Кричино, ныне Малое Кричино. Не путать с местечком Дмитровским, ныне город Дмитровск)

41. Святого пророка Илии в селе Порои дани рубль, 12 алтын, 4 деньги. Десятил. И заезда 5 алтын, 2 деньги.

186г. - дани 2 руб., 32 алт.; 1764 г. - 3 руб., 36 коп. 160 г. авг. 21 запечатана благословенная грамота по челобитию Камарицкой волости Радогожского стана села Упорьи Ильинского дьячка Ивашка Андреева попова на один престол во имя св.муч. Праскевеи нарицаемой Пятницы, пошлин гривна, припись дьяка Ивана Кошилова.

184 г. июня 29 подана к подписи церкви в. муч. Параскевы села Упорой грамота попа Евтропия Савельева.

185 г. июня 12 подана к подписи села Пороя церкви пророка Ильи грамота попа Саввы Федорова.

1723 г. окт. В день села Порои житель Терентий Миготин в поданом в Синодальный пиказ прошении, писал: "в прошлых годах построена церковь во имя св. прр. Илии и оная церковь стала быть ветха и во многих местах бревна прогнили, а алтарь четырехугольный весь обветшал и огнил, а без указу эти церковь и алтарь в новь построить не смеем и прошу дать указ эту церковь починить и алтарь пристроить новый, что бы церкови без пения не стоять." Справка: в переписных книгах 185 г. у одной церкви написано: 3 дв. Поповых, в приходе 92 дв., пашни церковные 16 чети в поле, а ве-же, сена 300 копен, а в переписных книгах 703 года у той же церкви написано: во дворе поп Епифаний, в его доме отец его вдовий поп Варфоломей, во дворе поп Тимофей Семенов, во дворе поп Семен Федоров, во дворе дьячки: Федор Савельев, Михайло, Давыд и Петр Савинов, во дворе причетник Савватий Савинов, в приходе 92 двора, пашни церковной 16 чети в поле, в ве-же, сена 50 копен. Подписано: "1723 г. окт. 28 дать указ о строении." Отмечено: дан.

1727 г. июля 19 села Порой Ильинской церкви поп Иван Тимофеев в Синодальный казенный приказ писал: в прошлом 723 г. октября 20по челобитию жителя Терентия Мигутина дан ему из Синодального казенного приказа указ и по тому указу в селе Порой церковь построена и к освящению совсем изготовлена и прошу дабы повелено было эту церковь освятить. Севского уезда, Радогожской пустани строителю иеромонаху Варсонофию и антиминс освященный в ту церковь выдать. В Синодальный казенный приказ вписано: в окладной приходной книге сего 927 г. в Севской десятине написано: церковь св. прр. Илии в селе Порои дани и заезда и десятильного доходу 3 рубля, 12 алтын, казен. пошлин 5 алтын, 4 деньги, а в писцовых Севских книгах вышеписаной Ильинской церкви не написано; а в переписных книгах…(см.выше); а в прошлом 1723 г. ноября 11 день по челобитию села Пороя жителя Терентия Мигутина из Синодального казенного приказа дан ему просителю указать велено в том селе Порои в место ветхой деревянной ц-ви построить на том же церковном месте в новь церковь во имя тот же престол св. прр. Илии. Подписано: "1727 г. августа во 2 день дать указ о освящении и антиминс выдать". Указ за скрепою казначея иеромонаха Филафия, секретаря Ивана Орлова, за справою подканцеляриста Тихона Орлова и за печатью взял села Троебортного поп Семен Герасимов для отдачи попу Ивану Тимофееву и расписался.

48. Богоявления Господа Бога нашего Исуса Христа дани 8 алтын 4 деньги, десятил. и заезда 8 ден.

143 г. - в селе Невари. 186 г. - рубль 5 алтын 4 деньги. 1746г. - рубль 57 коп. 1712 г. февр 14 дана перехожая память г.Севска Ямской слободы попу Михаилу Харлампиеву будет у той церкви кроме его иной поп есть и ему перейти в село Невари на место отца его бывшего тое церкви попа Харлампия Галахтионова, который подстригся в Спском монастыре. Пошлин 8 алт. 2 ден. Взяты. 1713 г. марта 23 запечатана отпускная грамота в Киев к преосв. Иосафу митр. Киевскому и Галичскому по челобитию села Невари попа Алексея Обросимова перейти ему в Рыльский уезд в вотчину князя лександра Даниловича Меньшикова в Новосопронову слободу церкви арх. Михаила и о даче ему попу перехожей памяти указ ученить ему Иосафу митрополиту для того что те церкви, которые были в вотчинах бывшего гетмана Ивашки Мазепы по указу в. государя велено выдать и попов к тем церквям посвящать в Киеве. 1723 г. генв. Дня села Невари Богоявленский поп Феофилакт и того же села староста Дмитрий Карпов деревни Кузнецовки житель Яков Петров и все того прихода прихожане в податном в Синодальный казенный приказ прошение писали: "в прошлых годах построена у нас церковь во имя Богоявления Господня и оная церковь и алтарь, трапезная и кровля обветшали и огнили и в той церкви служим мы Божественные литургии с великою нуждою и ныне мы общались на том месте церковном в место помянутой ветхой церкви построить в новь церковь во имя Богоявления Господня деревянную, а без указу и без благословенной грамоты на ту церковь лес ронить и церковь строить не смеем, и просим о строении в новь церкви дать указ". И против сей челобитной вписано: в писцовых севских книгах вышенаписанной Богоявленской церкви не написано, а по переписным книгам 186 г. у той церкви написано: двор попов, двор дьяконов, в приходе 6 дворов, пашни церковной земли 8 десятин в поле, а ве-же, сена 6 копен; да в переписных книгах 1703 г. у той церкви написано: поп Харлампий Галахтионов, поп Федор, поп Иван Галахтионов, дьячков 4 человека, в приходе 51 двор, пашни тож число, сенных покосов 30 копен. Подписано: "1723 г. февр. 11 дня дан указ о строении". Отмечено: "дан".

1729 г. апреля дня Богоявленской церкви, дьякон Василий Васильев в Синодальный казенный приказ писал, что церковь Богоявления Господня построена и к освящению изготовлена и просит оную церковь повелеть освятить на старом антиминсе, который имеется в том селе Невари и послать спасова монастыря архимандриту Варлааму указ. Подписано: "1729 г. апреля 25 дня по указу святого просвит. Синода дать указ о освящении". Отмечено: "дан".

 

Назад

© С.В.Кочевых, 2002-2005

 

Diderix / Сборник... / Церкви 1628-1746 / Далее

 

(с) designed by DP