Diderix / Статьи... / Ландшафтный диз / Пред.

 

Пространные рассуждения о ландшафтном дизайне, индивидуальном строительстве, земле, человеке, в продолжение частных обсуждений данной проблематики.

 

Одна моя знакомая пошла на курсы ландшафтного дизайна и попросила меня настойчиво, набросать мои мысли по поводу ландшафта и взаимодействия с ним. Так что Наталья, сама напросилась, кто не спрятался я не виноват.

По определению ряда ученых, ландшафт является одной из важнейших условий формирования этноса. То есть это оно из важнейших условий формирования форм поведения человека и взаимодействия его с социумом и с мирозданием. То есть это несравненно более значимый феномен чем люди себе представляют.

Я бы определил ландшафт как совокупность предметов и явлений которые человек видит вокруг себя, некая среда в которую погружен человек. Ландшафтом являются некие объекты или предметы, а так же пустоты, протяжённости. В понятие ландшафт я бы включил и флору и даже фауну, и конечно природные и космические явления, смену времен года, погодные явления, степень инсоляции и даже самого человека, да он тоже часть ландшафта.

Одним из важнейших элементов ландшафта является горизонт, как самостоятельный феномен, как самостоятельная часть ландшафта. Это линия отделяющая небо от ненеба.

Человек после того как начал строить себе жилище стал влиять на ландшафт, то есть стал принимать участие в его формировании. И меняя ландшафт он стал менять себя, так как ландшафт меняет человека. Возник эффект бесконечного отзеркаливания, человек сформированный ландшафтом, меняет ландшафт и уже сам изменяется под влиянием этого изменённого ландшафта и снова меняет ландшафт и так до бесконечности.

Критический момент в жизни человеческой цивилизации произошёл тогда, когда человек создал такое количество домов или сооружений, находясь среди которых человек не видел даже малой части естественного природного ландшафта. Возник феномен искусственного ландшафта, рукотворного ландшафта, рукотворного горизонта, который стал активно формировать нового человека, влиять на этносы меняя их. Это способствовало созданию новых цивилизационных векторов развития.

Нужно отметить, что концентрация людей связанна с их несвободой, с самовластными, деспотическими, эксплуататорскими формами организации общества, которые требуют концентрации эксплуатируемых. Это отдельная большая тема, но только укажу на очевидный момент, что чем более демократическое и свободное общество, тем меньше всякого мусора, руин и циклопических сооружений оно после себя оставляет. То есть тем более оно вписано в естественную среду обитания, или другими словами, тем более оно экологично.

К сожалению изменённом больном сознании все искажается до своей противоположности. Люди считают более высокоразвитыми цивилизации которые оставили после себя больше мусора искорёженной материи которая и тогда не была нужна и теперь никому не нужна, и только изумляет тем, какие немыслимые ресурсы надо было потратить что бы это сегодня было так никому не нужно.

Главным определением цивилизованности, является себестоимость, другими словами рациональность. То есть интеллект старается получить больше меньшими средствами. Это главное отличие глупого от умного. Главное отличие высокой цивилизации от низкой. Все это очень важные теоретические посылы, но вернёмся к земле.

В дошедших до нас остатков античных и древних построек, мы видим попытки работать с естественными ландшафтами, работать с наблюдаемыми в природе и человеке гармониями.

Не смотря на сжигание библиотек и системное уничтожение накопленных знаний, все таки работы Vitruvius Витрувия дошли до нас, непонятно как проскочились и сохранились. В своих работах этот автор берет за основу пропорции человеческого тела. Те принципы которые были им предложены, безусловно ценны для нас и сегодня и прекрасно могут быть учтены в создании наших ландшафтов и архитектурных форм.

Говоря о россии, мы должны указать, что тут ни когда не было ландшафтного дизайна. Причина в этом одна, самовластное централизованное управление подавляющее любое проявление личности, личного частного творчества и главное, отсечение людей от ландшафта, от связи с природой. Вот такая сложная конструкция.

Их примеров ландшафтного дизайна прошлого, до нас только дошли руины каких то крепостей и поселений о которых трудно судить по жалким остаткам. Единственно, что очевидно кидается в глаза, их очень точная вписанность в природные естественные ландшафты умелое их использование.

Не залезая в дебри прошлого, посмотрим на ситуацию в более близкие и более знакомые нам времена. История в россии начинается с Екатерины второй, только после нее в россии появилась какая ни какая история, массовые источники и вообще хоть подобие научности.

Всем тягловым сословиям было явно не до дизайна, они тянули лямку и не чувствовали себя хозяевами на этой земле и в этом ландшафте. Их солнцем был очередной император.

Правящий класс и духовенство естественно нуждались в архитектурных и ландшафтных формах утверждения своей власти. Поэтому мы видим церковные постройки в традиции разработанной в Византии. Кремль построили итальянцы. Собственно все постройки являются репликами того что разрабатывалось на Западе. Это же касается и пространств, ландшафтного дизайна.

Возмем для примера литографии одной барской усадьбы примерно первой половины 19 века. Барин пригласил к себе художника, что бы он запечатлел его ландшафтный дизайн в стиле репортажной съемки http://diderix.petergen.com/lub-zu.htm Тут мы видим усадьбу и парк созданные и обслуживаемые трудом белых рабов. И что интересно, художник для контраста дает нам фрагмент крестьянского огорода. Показано как крестьяне организуют свое куцее пространство. У крестьян мы видим полную стопроцентрую утилитарность, огород полностью занимает все возможное пространство, земля непосредственно самого огорода очень ухоженная, но те участки которые не заняты огородом выглядят не ухожено, они собственно не представляют ни какого интереса для крестьянина, они предоставлены сами себе. И полная противоположность этому, парк барина, где ни клочка земли не используется в коммерческих целях, но зато вся земля которая не используется максимально ухожена и максимально организована. Парк как может копирует и пытается воспроизводить некие западные образцы. Мы не видим ни какой работы мысли, ни какой самостоятельной работы.

И сегодня весь ландшафтный дизайн россии, если не удается закатать все в асфальт, то сконцентрирован на попытке воспроизвести вот эту барскую усадьбу на десяти сотках для людей которые утратили и крестьянскую культуру и дворянской не имеют. Мое же предложение это попытаться найти, возродить, реконструировать, изобрести ту утраченную безбрежную и необычайно продуктивную культуру жизни на земле которую имели крестьяне и внести в нее все лучшее что наработало человечество за свою историю, где основой всего является функционал.

Касаясь великого Запада и того пути по которому он шел, это еще одна гигантская тема в которую мы не будем утопать. Главное понять, что это Их путь. На нем огромное количество достижений и ошибок. Это путь борьбы с природой, подчинения ее себе, их формы компромисса. И если античные архитекторы были, по моему более цивилизованны, то в средние века в условиях абсолютизма архитектура и ландшафт ушли далеко от человека и были подчинены сначала трансляции власти самовластца, а потом полностью были подчинены власти извлечения прибавочной стоимости.

Вот этот Их путь ни какого отношения к россии не имеет и постоянно вырванные из контекста клочья из Их пути без всякого понимания каргакультились http://diderix.petergen.com/cargo.htm правящим классом россии и как то тут адаптировались. Все это конечно жуткое зрелище. Вся эта смесь «французского с нижегородским».

В редчайших случаях копирование дало положительный эффект.

Огромный интерес для нас представляет супер концепт Санкт-Петербурга (СПб). Если в примере с московским кремлем, мы видим его вписанность в ландшафт, то в случае с СПб, тут не просто не вписанность в ландшафт, а полное его отрицание (с небольшими исключениями).

Город мечта, город камень, город железная воля, античный план был нарисован на бумаге. Положили линейку и провели улицы, где там болота, где ручьи, где что, никого это не интересовало.

Не интересовала ни география, ни климат, ни даже политика. Так как город нарисовали не только в болоте, но и в чужом болоте, в болоте которое находилось в другой стране, заграницей.

Получилось очень нарядно и крайне крайне загадочно. Многое остается не ясным, но не будем и сюда съезжать. Проект безусловно удался и по моему мнению является лучшим в мире градостроительным концептом. Безусловно, созданный искусственный ландшафт СПб формирует совершенно конкретный этнос. Город изначально создавался как чиновничий центр где люди работают вахтовым методом. После революции, сформировавшееся там постоянное население, было по факту уничтожено, и это повторили во вторую мировую войну. Не смотря на две огромные депопуляции за двадцатый век, все равно ландшафт надежно воспроизводит некий узнаваемый тип санкт-петербуржца.

С точки зрения теории ландшафтного дизайна в концепте СПб есть еще одни важнейший для нас элемент, это парки в городах спутниках. Наиболее знаменитый Пушкинский и Павловский. В случае с парком в сегодняшнем городе Пушкин, мы видим опять нарисованный на бумаге план, который воплотили в реале. В случае с парком в городе Павловск мы видим снова план, но парк воспроизводит иллюзию естественного ландшафта. Делает это блистательно. То есть в самой большой стране мира и с самым большим разнообразием климатических поясов и географических зон, с потрясающими естественными ландшафтами, ребята вбили дикое количество бабла что бы на месте естественного ландшафта создать копию естественного ландшафта. При этом вбиваются в это бабки уже какую сотню лет и продолжают это делать по сей день. Я не в коем случае не призываю с этим покончить, это надо обязательно сохранять, так как больше ни какие правящие классы такую фигню больше никогда не запузырят.

И так вернемся к главному вопросу, к вопросу себестоимости. Во что обошлось стране столь странные хотелки царя. Насколько эти траты окупились и принесли пользы стране. Ответ не очевидный, смотря как и чем считать.

И так, у нас есть для сравнения два проекта. Один проект города Москвы, с кривыми улицами, где каждый новый дом пристраивался с учетом какого то бревна лежащего на дороге или овражка и поэтому становился криво к предыдущему. И есть проект Спб, где провели по линейке на листе бумаги линию и потом исполнители за любые деньги должны были это исполнить. Что лучше для нас. Сэкономить на проекте или на эксплуатации.

Я думаю, что обе эти крайности нам совершенно сегодня не подходят. Конечно городские постройки должны организовываться по строгому плану (более того комплексному концепту с философским обоснованием каждой функции и обязательным планом развития). Как в СПб, вот где могли там нарисовали линии, а вот там где это было не возможно вписались в ландшафт, и например, Петропавловская крепость в СПб прекрасно вписана в ландшафт. В СПб мы имеет целостный комплексный градостротельный концепт который продержался триста лет и только сейчас начинает уничтожаться. Касаясь Москвы, безусловно, безсистемная застройка это минус любого поселения, потому что бревно по поводу которого дом скривили, уже давно сгнило, а вот улицы кривые остались на века и это не улучшает возможности коммуникации, что является сверхзадачей улицы.

Тут мы подходим к важнейшему определению, что такое вписанность в ландшафт. Это получение выгоды от ландшафта, то есть расположение наших объектов в ландшафте таким образом, что бы ландшафт работал на задачи наших искусственных объектов. То есть мы как бы берем какой то элемент ландшафта и пристраиваем к нему наш объект, чем экономим деньги. Главное в этом себестоимость и экономия. В древности с этим было все очень хорошо, но постепенно с отрывом от природы с этим завязали, и в последние века наплевание на естественный ландшафт считается особым шиком. Как и вписывание в ландшафт там, где это не выгодно и затратно (да и так бывает).

Перепрыгнем обратно на историю нашей страны. В общем СПб это важная веха объявления войны ландшафту и природе правящим классом России. Крестьяне как могли вписывались в ландшафт. Но это в общем сильно было ограничено их экономической и личной несвободой, поэтому это можно назвать не столько вписыванием сколько приспособлением к нему.

Потом произошла революция 1917 года, когда коммунисты как верные продолжатели дела Петра уже заявили борьбу с природой как свою программную задачу. Безчеловечная идеология рождала уродливые как архитектурные так и пространственные формы и была крайне агрессивна к природе и ландшафтам.

Индустриализация как общемировой процесс в России проходила варварским образом. Была уничтожена важнейшая для Российской цивилизации группа так называемых кулаков, людей умеющих работать на земле, обладавших великой и уникальной тысячелетней сельскохозяйственной культурой, носителей древней цивилизации. Остальное крестьянство было погружено в дичайшее бесправие и кошмарилось по полной в колхозах. Главная мечта любого крестьянина была сбежать в город на завод, что все и делали всеми возможными методами не смотря ни на что. Статус крестьянина был и так очень низкий в царисткой России, а в совковой он упал ниже мыслимого. Жить в деревне на земле было стыдно.

Естественно, что в совке никто не заморачивался с ландшафтами, надо повернуть реки повернем, надо срыть горы, сроем, надо затопить лучше земли, затопим, крестьянам было еще меньше дело до ландшафта, если до революции у них хоть хата как бы своя была, то теперь хата то же была колхозная и где колхоз решить построить там и будет стоять, совок заглядывал в каждую попу и диктовал каждую мелочь.

По причине этой дикой дикости возник эффект разрыва поколений. Те люди которым удалось вырваться в город, из колхозного рабства и унижения старались всеми силами порвать с деревней, с предками, родственниками, выкинуть это из родовой памяти. Вычеркнуть деревенскую часть своей биографии. По этой причине мы имеем огромный трагический провал связи поколений приходящийся на середину двадцатого века, утрату родственных связей, утрату преданий родовых, утрату культуры предков, утрату уникальной культуры жизни в гармонии с природой.

Большинство людей в России прямо до сего дня живущие исторически (каким то чудом) в деревне, мечтают и делают все от них возможное, что бы вытолкнуть своих детей в город в городскую квартиру, в которой им принадлежит только объем воздуха внутри стен, они бегут от земли как от чего то позорного и ужасного.

И по сей день, люди исторически живущие в деревне (в большинстве своем) чувствуют себя обделенными и мечтают о жизни в городе, мечтают оторваться от земли от ландшафта, считают работу на огороде, в поле, на ферме стыдной и позорной.

Но как всегда Россия накаргакультила как уход, так и теперь каргокультит возвращение на землю. Дело в том, что на пресловутом Западе в постиндустриальную эпоху начался откат людей из городов в пригороды и даже дальше, в дальние пригороды. Это вызвало к жизни целую новую культуру жизни на земле. Надо сказать, что в отличие от России, там эта традиция не выкорчевывалась и всегда жила и вполне естественно развивалась и в виде фермерских хозяйств или крупных крестьянских, и в виде одноэтажной Америки, у которой не было такого уж разрыва с естественным ландшафтом. Там всегда была частная собственность на землю и дома.

В России была особенная культура дач, хоря довольно узкая и затурканная коммунистами, вообще это огромная тема, с огромной историей, но миру она кроме слова дача ничего не дала. В совке дачи были у партработников, это были уродливые не уютные помещения и как правило такие же уродливые пространства. Большинство людей засовывали на шесть соток, на которых естественно ни о какой вписанности речи быть не могло.

И вот в России рухнула промышленность возник рынок земли, что в месте с другими многими факторами обусловил волну возвращения людей из мегаполисов на пленер в естественные ландшафты, ну где они остались, конечно.

Точно так же драматично и неестественно как происходил исход людей в города, точно так же некрасиво и трудно происходит возвращение. Люди реально утратили культуру жизни на земле жизни в естественном ландшафте. Кроме того совок вообще убил у людей в массе своей навыки и интерес к работе руками и способности улучшать самостоятельно и творчески свой быт, убил даже культуру жизни в городской квартире, ее нет в России. Люди живут очень некрасиво и очень безкультурно. Все живут по ощущению как в гостинице или даже общаге, при чем это на столько массовое и глубокое состоятние, что оно ни кем не рефлексируется и не осознается, это считается абсолютно нормальным.

В девяностые первыми стали строится на земле новые русские, пытавшиеся копировать Запад. Появилось огромное количество странных малосимпатичных домов вокруг городов. С началом 21 века и золотым нефтедождем потянулся на пленер и средний класс, столь же стерильный в плане ландшафтного дизайна и архитектуры и вообще культуры жилища.

Кроме дачного движения, то есть покупок крестьянских домов под дачи возникла и индивидуальная застройка. Сегодня Москва окружна на пару сотен километров кольцом из коттеджных поселков. Можно часами ехать сквозь поля коттеджей.

Что сразу бросается в глаза. Ну конечно массовая повальная несориентированность по солнцу. И второе изломанные крыши.

Горожанин покупающий или строящийся на земле, не имеет вообще ни малейшего представления о жизни на земле в окружении не городского ландшафта. Это его пугает и в место того что бы вникать и заниматься изучением вопроса, а это с интернетом все таки возможно, он начинает торопиться и делать одну глупость за другой.

Ну во-первых, надо понимать, что жизнь на земле это другой космос, это другая планета, это другая цивилизация, это другое измерение. На земле все идет не так как в городе, время течёт иначе, меняются ценности и приоритеты, меняется мироощущение, физиологические реакции идут по другому. Но человек переезжая все это пока не знает, и пытается интегрировать свои городские представления о пространстве, о прекрасном, о комфорте на свой участок земли и на свой дом. Человек просто проецирует свои представления о просторной городской квартире на дом, и просто как бы ставит городскую квартиру посреди участка, который он хочет организовать как часть прихожей или большого балкона своей квартиры. Все это ужасно.

Начнем с глобальных вещей, таких как солнце. Большинство горожан не знаю где у них юг где север, и это их не очень касается и в принципе ничего не меняет. На земле солнце является центром мироздания и главной точкой от которой строится вся жизнь, поведение, измерение. Солнце это отправная точка всего. Мы постоянно ведем диалог с ним. Мы или отворачиваемся от него или поворачиваемся к нему, но мы все время в диалоге. Солнце может нам сэкономить на освещении, на дезинфекции воздуха, может сэкономить нам до 60 процентов на обогреве дома, да еще много чего. Солнце дает нам правильное понимание времени и его подсчета. Люди ведь не знают когда какой час, над ними издеваются летним временем и зимним временем. Но время не может быть ни каким, оно одно, при чем для каждого места свое. Измеряется оно очень просто, длинной тени, вот когда она самая короткая (а короткая она когда солнце на юге), вот тогда и полдень. Сегодня все эти расчеты есть в интернете для каждой точки, но можно и самому померить. То же и с календарем. Есть четыре точки на которые указывает солнце зимнее весеннее летнее и зимнее солнцестояние, и они и определяют календарь, так как нет ни каких разных календарей и разных расчетов, есть только движение планет и выход их в определенные точки, о них можно получить полнейшую инфу в интернете.

То есть, первое на что должен ориентироваться дом, и планировка участка, это солнце, и уже потом роза ветров, протекание вод внешних и подземных, флора и многое другое, и где то в конце расположение границ участка и вход на участок.

То есть, главное, диалог с солнцем экономит много денег. Это выгодно и приятно.

Вторая главная оплошность горожан, это ломанные крыши. Советский человек в массе своей жил в безвкусных многэтажках и всегда был окружен уродством во всем, вкус у советского человека был крайне не развит, как и чувство прекрасного. Это тяжелое наследство рабства. Поэтому россиянин никогда не понимал значения архитектуры, и даже новые русские имеющие дурные деньги в массе своей не тратились на архитекторов. Ну как понять, что проект стоит больше чем само строительство дома. Поэтому в нашем малоэтажном строительстве царит такое уродство и убожество. Ну ладно жалко на новые проекты, ну хоть бы ума хватило скопировать старые удачные, но даже на это ума не хватает. Хочется сделать дешево, и при этом эффектно. И нет понимания, что простота лучше всего, нет умения наслаждаться и работать с простыми решениями. И вот самый простой способ усложнить вид дома, это наломать крышу. Это сразу любой коробке придает живость и в общем не сильно удорожает. По этому пути и пошла Россия. У подавляющего большинства вновь строящихся домов изломанная геометрия крыши. Можно только порадоваться за кровельщиков, так как они обеспечили себя работай на пару поколений, ведь любой излом крыши это понижения надежности ее в десятки раз. Как и ремонт крыши в месте излома в десять раз сложнее, читай дороже.

Мое предложение, никогда не ломайте крышу. Делайте классику проверенную тысячелетиями, простую классическую двухскатную крышу. Причем, рассчитывайте дом сразу что бы не пришлось достраивать веранду или пристройку и тем самым приделывать к ней крышу. Сразу накрывайте все пристройки и веранды одной с домом крышей.

Кроме этого, сообщу вам страшную тайну. Крыша вообще то не нужна. Это еще никто не знает и поэтому это страшная тайна. Дело в том, что на протяжении тысячелетий у человечества были очень ограниченные возможности по кровельным материалам, и они определял конструкцию крыши. У человечества была для кровли доска, сено, камыш, щепа, глиняная черепица, потом еще и листовое железо подошло, и вот все эти материалы могли изолировать от воды только будучи положенными на покатую поверхность, плюс минус 45 градусов. Чем более остроконечной была крыша, тем лучше соскальзывала вода. Ни один из этих материалов не мог остановить воду на горизонтальной поверхности. Просто не было материалов которые могли бы герметизировать плоскую крышу. Теперь есть. Это битумны составы и битумные кровельные материалы. Более того, человечество ими пользуется уже боле полусотни лет. Но народ смотрит и не видит. Ведь все блочные дома имеют плоские крыши, а это половина домов в старых городах и сто процентов в новых.

Поэтому можно и нужно делать плоские крыши везде, особенно если участок маленький, то плоская крыша это еще одна площадка для чего хотите. Более того, буквально через пару лет в нашу жизнь ворвутся, как когда то ворвались смартфоны, индивидуальные летательные аппараты, и крыша отличное место для их взлета и посадки, как и для посадки дронов доставки еды и посылок.

Владейте своей крышей безраздельно в своем доме. Это в городе управляющая компания вас не пустит использовать безбрежные гектары городских крыш, как собака на сене. А в своем то доме кто вам не дает, только своя собственная голова (с детства запуганная страшными чиновниками).

Плоская крыша дешевле классической и функциональнее.

Конечно надо упомянуть о альтернативной энергетике, надо подумать куда можно воткнуть ветряк, и где разместить солнечные панели. Подсказываю, на северный забор.

И так подходим постепенно к участку и к вопросам ландшафтного дизайна. Вот все это было подводкой к этому вопросу.

Что представляет из себя сегодня ландшафтный дизайн, это высшее знание великих белых людей, которое оно у себя там разработали и которое в извращенной форме переносится на нашу почву.

Все то что я читал о ландшафтном дизайне и что видел выполненным, напоминает мне изнасилование с последующим убийством да еще и потратив при этом кучу денег.

И исходными точками в этом деле является общие философские мироощущенческие посылы. Без их понимания, нет смысла об этом рассуждать.

Урбанистический человек полностью утратил культуру диалога с землей и поэтому воспринимает свой участок земли как некую обузу, вот он не знает что с этим делать, как люди реально не понимают зачем им этот кусок земли (газон) оставленный перед многоэтажным домом. Человек воспринимает свой участок земли как некий огромный в несколько соток или даже гектар балкон или вот этот самый клочек газона перед многоэтажным домом, он его по большому счету боится, его страшит, что участок вдруг начнет с ним беседовать. Поэтому торопится сделать максимальное количество контрольных выстрелов. Человек максимально страндартизирует поверхность прокладывает дорожки по типу автомагистралей, что бы максимально оградить себя от земли, что бы не касаться ее. В общем то земля на участке это то пространство заасфальтировать которое не хватает денег и возможностей.

Пространство конечно может организовываться согласно всем сегодняшним достижениям в области дизайна, понимания пропорций, пространств, цветов, объемов. Все это то, что было наработано человечеством, начиная от каких то принципов античности, золотое сечение, замечательный и очень важный для нас Феншуй и все другие современные уже разработки в области дизайна, активно применяется. Но почему то радости это не приносит. Потому что каргокультим. Потому что нет понимания смысла. Потому что лень напрягать голову, а это всегда гарантированно ведет к напряжению денег и всего остального. Без понимания смысла внешние заимствования ни к чему хорошему не приведут.

Кроме этого надо понимать, что наш человек живет во вложенном пространстве. В сословном обществе которое по факту имеет место быть в россии, мы получаем как бы феодальные наделы. Страна ощетинилась окруженая врагами, внутри страны регионы ощетинились отгородившись друг от друга, в регионах области в областях районы, в районах поселения и низшее звено это домовладения. Каждый понимает, что вокруг вражеское окружение и он отгораживается от него забором, это его территория, это его последний рубеж обороны. Каждый участок земли как бы вырывается из контекста района, области, страны и на его территории строится некая своя планета которая именно иная чем все враждебное окружение. Это конечно не изменить, но хотят бы понять, что врагами вокруг если и являются, то люди, а не природа и ландшафт.

Отдельно надо упомянуть окна. Сегодня стоимость окна сопоставима со стоимостью стены (той же теплопроводности), поэтому на западе есть тенденция к увеличению площади окон. У нас же традиционная боязнь вандализма и не умение считать пока оставляет окна несоразмерно мальенькими.

Тут есть еще одна большая тема, это тема пространственного критинизма россиян, искаженное ощущение пространства. Россияне воспринимают очень ограниченный кусок пространства как свое, как зона своей ответственности, в городе это пространство квартиры, а на участке пространство участка, у многих даже на него не хватает. Но это отдельная большая тема.

И так мы видим какой тип людей с какой культурой и пониманием заказывают ландшафтный дизайн. И именно заказчики и формируют тот ландшафтный дизайн который сегодня есть в стране. Ландшафтный дизайн это просто набор инструментов, но именно в России он предлагает то, что заказывают. Точно так же как и с историей с крышами, точно так же и с дизайном.

Приходит чел к специалисту и говорит, сделайте мне нечто броское из ничего на пяточке, но при этом что бы я как бы ничего не делал, что бы это со мной не вздумало говорить, что бы было понятно, удобно (как он это понимает), ну как в городской квартире или на большом балконе. И кончается это тем же самым как и с крышей. Специалист ломает как может пространство, что бы выглядело максимально броско и завлекающе, заморочено, ну и максимально стабильно.

Так встречается непонимание российское с непониманием и примитивными паттернами западного обывателя которые одеваются в некие дизайнерские и землеустроительные техники.

Уже сложился стойкий стереотип ландшафтного дизайна некого участка, это лужайка с барбекюшницей, горка с цветами, может какое пятно воды и может даже с фантанчиком, кривые мощеные дорожки и посадки закрывающие забор. Все это как с журнальной рекламы и пахнет мертвечиной до невозможности.

Сами по себе знания о пропорциях и организации пространств безусловно важны и интересны, но в условиях отсутствия философии жизни, полном отсутствии культуры жизни и диалога с землей и ландшафтом, все это макияж для мертвеца. И сколько бы вы грима килограмм не положили, от этого он не оживет, хоть и будет чуть симпатичнее на первый взгляд.

Конечно первый кто тут должен меняться, это заказчик. Без обретения им культуры диалога с землей и ландшафтом, ни какие советы не помогут. Его, заказчика, надо просвещать, учить, образовывать. Дело это не простое, долгое, вот я его например делаю тут по мере сил, и призываю всех остальных неравнодушных энтузиастов присоединяться к этой работе.

И так. Поговорим о культуре и философии жизни.

1. Первый принцип, это понятие простоты. В своей работе о пороках российского ума в свой знаменитой работе Павлов http://diderix.petergen.com/pavlov.htm указывает на то, что развитый ум (культурный ум) стремится к простоте. Сложное достижение ничего не стоит, пишет он. Вот изломанные крыши просто великолепный пример. Людям не нравится красивая простая двускатная крыша, они не видят ее красоту, им ее мало, им надо больше изломов которыми они хотят заполнить пустоту. И на участке все то же самое.

Умение работать с простотой это высшая форма культуры. Ее мы видим и у наших предков. Ее мы можем увидеть у японцев через феномен сада камней, через феномен любованием сакурой. Когда вся страна как ненормальная ездит пялится как цветет какая то дурацкая вишня, с точки зрения безкультурного человека. Проявление этой культуры мы видим и в балтийской культуре, в том же минимализме Икеи. Умение увидеть в малом большое, в простом сложное, насладится травинкой, увидеть в капле росы на листе вселенную. Иметь внутреннюю наполненность которая не требует внешних подтверждений.

И главное как всегда это не тратить больше средств и сил, чем это необходимо и достаточно. Не делать того, что можно не делать. Здоровый прагматизм и реализм.

2. Понять, что земля есть некое живое существо. Об этом многие на разные голоса говорят. Но это надо понять и принять. И более того, земля не просто живое существо, а это целый мир живых существ, целая вселенная, и она постоянно что то говорит, и с нею можно и нужно вести постоянный диалог. Да ей можно и нужно управлять, но не надо пытаться поставить ее по стойке смирно и пытаться ей читать свой монолог.

Понимание земли, диалог с ней не только приятен и увлекателен сам по себе. Но он просто выгоден. Земля радостно будет делиться с нами своими богатствами и своей силой своей красотой. И это просто выгодно.

Вернемся опять чуть к земле. И так, вот вы получили в свое распоряжение некий кусок планеты Земля, покрытый почвой или строительным мусором или еще чем, и вы хотите как то его устроить под себя для себя.

Вы прикинули что вы хотите там делать, какие постройки иметь, какой функционал участка, сориентировались по солнцу, ветру, соседям и чем там еще есть, определились с местом для дома, гаража и главными капитальными постройками. И теперь у вас осталась земля с которой что то надо делать и что бы это как то выглядело.

Первое и главное, подойдите к этой земле и погладьте ее, как доброго пса или коня. Постарайтесь ее полюбить. Я знаю, что наши люди не умеют любить и прежде всего не любят себя, потом не любят окружающих, потом свою страну и потом весь мир. У нас утрачена культура любви и никто не понимает что это такое. Поэтому и вся страна у нас такая, как будто только после ядерного взрыва и куда не сунемся везде такое же устраиваем. Конечно нельзя объяснить человеку то, чего у него нет и никогда не было, но кусочки любви у нас есть, маленькие робкие расточки, культивируйте их растите их в себе. Напрягайтесь как то в этом направлении. Будете падать по началу шататься, но по мере сил может как то это сможет в вас закрепиться.

Вы знаете, но любовь не возможно измерить или как то определить. Но можно точно видеть какой участок хозяева любят, а какой нет. Я не знаю как это выразить или описать, но это работает. Любовь нельзя купить, нельзя заплатить ландшафтным дизайнерам что бы они за деньги принесли любовь на ваш участок. Это ваш участок и никто его любить не будет и пока вы его сами не полюбите, он не заиграет.

Второе, примите его таким как он есть. Я не призываю оставить его под строительным мусором, или искареженным гусеницами строительной техники, или заросшим кустами и дурняком, нет, конечно улучшать и работать мы с ним будем, но отталкиваясь от того что есть, и вот это самое его индивидуальное надо увидеть разглядеть и получить от этого удовольствие. Принятие участка таким какой он есть это то же не простой шаг. Бывает правда когда вообще ничего нет и перед вами ровное песчаное, глиняное пространство или даже заболоченное пространство, то придется нечто на нем воять новое свое.

Не зависимо от того есть на участке что то или нет, мы будем отталкиваться прежде всего от функционала. Что мы хотим от участка. Он должен служить нам и приносить нам радость и выгоду. При всей любви к земле, все таки она для нас, а не мы для нее. Перекос в истерическую любовь к земле так же случается у безкультурных людей и это не редкость, это тяжелая болезнь.

Важнейшим элементом нашего ландшафта являются дорожки. Как и где их проложить. Как вы поняли, я проповедник функционала. То есть в данном случае я предлагаю знаменитый трюк кажется Менделеева. То есть расчистить территорию, в идеале перепахать разрыхлить и начать пользоваться этим участком. Там где вы протопчите тропинки удобные вам, там потом и проложить дорожки. Если перепахивать участок нет возможности, то можно поставить просто видеорегистратор который будет включаться на движение и фиксировать ваши передвижения по выровненному участку и точное место их пролегания.

Вы удивитесь, но те дорожки которые вы натопчите будут отличаться от того, что вы бы напланировали просто смотря на план на бумаге и пользуясь формальной логикой.

Это прекрасно видно на газонах и парках в городе, когда люди протаптывают тропинки в самых странных как бы местах. Поэтому надо понять, что как бы ландшафтный дизайнер не планировал вам дорожки, ему никогда в голову не придет куда вас понесет. И поверьте, когда на вашем пути будут постоянно попадаться клумбы или ограждения, это не позволит вам получить истинное наслаждение от своего участка и будет мешать любить его.

В общем путем эксперимента или логики вы поняли где будут дорожки и большинство ландшафтников будут вам предлагать сделать мощные дорожки с фундаментом на века. В этом есть свой резон, но все зависит от вашей философии жизни.

Я бы предложил разные альтернативы. И нужно помнить что можно обходиться вообще без всяких дорожек (там где они не на сто процентов очевидны конечно), можно делать дорожки отсыпкой песка и или гравия, закладкой дренажных сеток разных конструкций, или даже пластиковой плиткой. Спектр способов и материалов для дорожек просто огромный. Как вы понимаете, лично я за простые и легкие способы устройства дорожек, позволяющие менять место их расположения в зависимости от настроения и обстоятельств.

То есть у нас есть два способа общения с участком, попытаться его зафиксировать или общаться с ним находясь в диалоге. Обычно люди меняют способы использования участка, и в таком случае лучше оставлять за собой возможность менять пролегание дорожек.

И тут еще одно отступление. Открою еще одну тайну не известную городскому жителю. Жизнь в доме на участке земли отличается еще и тем, что дом и участок это не сравнено более сложное хозяйство, чем городская квартира, поэтому надо быть готовым и способным к небольшим ремонтам, к гораздо более плотному взаимоотношению с домом и участком. Если вы не миллионер у которого есть дворецкий и садовник, то придется узнать что такое молоток, дрель, коса и так далее и научиться с ними обращаться. Так что рекомендуется сразу оборудовать место под мастерскую и инструменты.

До дорожек надо будет еще конечно разобраться с подземными и надземными водами. Если ваш участок не на болте, то можно отбиться малой кровью и пережить весенне-осенние лужи. Простейшая система канав временных или постоянных может решить массу вопросов.

И главное что должно быть в отношении дорожек, по какому бы принципу вы их не устраивали, их поверхность должна возвышаться надо поверхностью окружающей ее земли.

Далее мы переходим к флоре. Что сажать на участке. Как вы понимаете, я предлагаю ничего не сажать на участке, так как все равно все будет и так расти. Сделать что бы не росло куда труднее чем что бы росло. Но если мы хотим помочь участку то выбор растений всегда огромен. Во-первых, местные дикоросы травы и деревья, их ассортимент гораздо больше чем вы предполагаете. Далее идут местные культурные и декоративные растения и деревья. Мое предложение не брать растения из других зон и регионов. Не стоит заниматься чужебесием, любите свой край, его природу. Растения не просто ведь так тут растут, значит им хорошо тут, а если им хорошо и вам будет с ними хорошо.

И вообще в создании ландшафтных образов и стилей, я предлагаю всегда отталкиваться от существующего именно в данной местности типа ландшафта и флоры. Поверьте, возможности любого местного ландшафта, если вы его изучите, дадут невероятный набор возможностей для творчества. Вдохновляйтесь природой вашей местности, это и выгодно и логично и практично и гораздо красивее, по причине естественности. Повторю, существующие ландшафты и флора, существуют именно в данной местности не по ошибке и недоразумению, а ровно наоборот, в этом высшая мудрость и красота, откройте ее и удивитесь как все именно тут прекрасно и как оно именно тут на своем месте.

Конечно большим плюсом будет заказ Агрохимического паспорта участка, это даст информацию о земле и вы сможете более точно двигать показатели почвы для того что бы создавать хорошие условия для желательных вам растений. Как это сделать можно проконсультироваться у агрономов или самому начать изучать этот вопрос.

Главной проблемой земель в россии является закисленность. Кислотность почвы может разница даже на пару сотках, поэтому ее надо замерять (благо это просто и дешево может сделать каждый) и (осмысленно) регулировать.

В формах диалога с землей и флорой, мне ближе всего идеи высказываемые подвижниками природного земледелия (пермокультура), в первую очередь конечно Sepp Holzer, Курдюмов, Бублик и так далее по долгому списку. Это направление предлагает выращивать сельскохозяйственные культуры вперемежку друг с другом и с сидератами (в просторечии сорняками), эти принципы вполне подходят и к организации озеленения участка и отвечает запросом на понижение стоимости продукции.

К слову сказать, можно только рекомендовать всем и каждому имеющим хоть какой то клочек земли, что нибудь выращивать для еды. Сегодняшние технологии это позволяют делать очень просто, почти не участвуя в процессе. Для этого есть масса технологий и природного земледелия и классические технологии. Можно настоятельно рекомендовать иметь на каждом участке вегетарий http://diderix.petergen.com/veget.htm И не забудьте погреб в доме или на участке для хранения своих достижений.

Многие аналитики видя стремительный рост автоматизации и роботизации прогнозируют тотальную безработицу, огромное количество людей потеряют свою работу на всегда и прогнозисты предполагают, что основным занятием людей станет развлечение с выращиванием зелени на своих участках. Поэтому можно только рекомендовать всем запланировать сразу на своем участке вегетарий, огород и пару фруктовых деревьев.

Если рядом с участком есть поля, то можно завести пчел в колоде. Это ныне развивающееся направление пчеловодства, привлекает людей гораздо более высоким качеством меда и тем, что почти ничего не надо делать, в отличие от рамочного способа содержания, правда и меда получается меньше, но тут главное процесс и качество.

В любом случае я предлагаю воспринимать свой участок как приключение, дверь в огромный мир диалогов с землей, природой, ландшафтом, с мирозданием. Это возможность для творчества, экспериментов, фантазий. Учитесь понимать землю и пространство. Учитесь понимать и любить себя и тогда вы сможете правильно сформировать хотелки и только тогда специалисты ландшафтного дизайна будут для вас помощниками, а не просто безсмысленными (и это в лучшем случае) тратильщиками ваших денег.

06.12.16 © С.В. Кочевых    

Diderix / Статьи... / Ландшафтный диз / Далее

 

(с) designed by DP