Diderix / Статьи... / Архитектура. Цена. / Пред.

 

О городской архитектуре
и воровстве стоимости квадратного метра.
Архитектурно-ландшафтное воровство.

 

«Нам, здоровенным,
с шагом саженьим,
надо не слушать, а рвать их —
их,
присосавшихся бесплатным приложением
к каждой двуспальной кровати!»

Российские люди не умеют считать. А не умеют они считать от потомственного рабства. Рабу не чего и не зачем считать, вот поэтому то он и не умеет считать и учиться ему не зачем.

И все таки ветры перемен надули нам каких то свобод, как мы не отбивались, и некоторые начинают считать. Вот для них немного надо написать о проблемах стоимости города и их лично квадратного метра в нем. Пример Санкт Петерербурга (СПб) удобен и показателен, но все это универсальные истины и подходят для любого города или деревни.

И так, город или любое человеческое жилье являются искусственным ландшафтом. А ландшафт является одной из важнейших определяющих институций формирующих этнос и человека.

Город или любое вообще поселение человека, как и любой ландшафт, могут быть более гармоничными, дружественными, приятными человеку и менее. Соответственно в монетизированном обществе это выражается в стоимости жилья. Квартира с видом на живописный вид имеет большую стоимость, чем квартира с окнами в глухую стену.

Поэтому человечество всегда вкладывалось в архитектуру. Мы видим массу примеров огромных инвестиций в развитие, изучение, создание архитектуры как науки и реализации архитектурных проектов.

Примеров много, одним из которых является город Санкт Петербург, в котором явлен миру один из лучших градостроительных проектов. Впитав все лучшее что наработало человечество, был явлен городской концепт который мы можем лицезреть сегодня.

О вилянии городской среды СПб на человека написано много разными людьми, от себя могу присоединиться к этому мнению и подтвердить, что действительно городской концепт, в данном случае Санкт Петербурга, влияет на любого кто попадает в него и начинает вносить изменения в его восприятие мира. Город удобен, красив, наполнен смыслами, так как архитектура связана с историческими событиями и людьми влиявшими на ход истории.

Надо понимать, что кроме архитектуры у ландшафта или здания имеется еще и наполненность культурно-историческим содержанием, памятью или легендами о том что тут происходило ранее, что включает эти объекты в иториеско-культурную ткань этноса, народа, человечества. И опять таки влияет через эти смыслы на людей.

Все это создает туристическую привлекательность. Люди хотят сюда приезжать и получать эстетическое наслаждение от созерцания красивого искусственного ландшафта - архитектуры, приобщаться к культурно-историческим смыслам. Соответственно и горожане живя и работая в СПб получают удовольствие от нахождение в этой среде. Все это на прямую влияет на стоимость земли в городе и квадратного метра построек, увеличивает вариабельность их использования и возможности извлечения прибыли от их использования. Поясню еще раз, это касается на только СПб, но в той или иной степени любого другого города или деревни.

В общем время само по себе имеет ценность в отношении материальных объектов. Особенно это касается архитектуры. Поэтому ценность памятников архитектуры только растет со временем. Вложение в историю это надежное вложение, это то что можно рекомендовать всем и каждому, и это касается почти любого населенного пункта.

Все это как бы понятно и местами является капитаном очевидность. Где интрига, зачем все это написано. Интрига и проблема заключается в том, что в России сегодня нет государственной политики и нет государственной идеологии. Ну что значит нет. Она есть. Просто она скрыта для профанов, а то что понятно, лучше бы было не понятно. Поэтому в просторечии люди говорят что ее нет. Сегодня у нас нет понятия общего блага в общественном дискурсе, как у групп людей, так и у отдельных граждан. Но пока об этом не запрещено говорить, вот я и хочу рассказать тем, кто до этого сам не додумался, но не хочет быть в дураках. Понимают люди что такое общее благо, работают они с этим или нет, оно все равно никуда не исчезает. И разрушая общее благо, они разрушают и свое собственное частное, личное, благо. Делают это те, кто хочет на этом урвать лично для себя такой кусок, который компенсирует потерю личного блага в рамках понижения ценности общего блага, но остальные как бы лохи тупят и терпят это, а напрасно. Потому что каждый укравший и не понесший наказание это призыв к массам идти этим путем.

И так, ближе к математике. Стоимость метра любого объекта, как и земли под ним, формируется из совокупности факторов, в данном случае мы поговорим о таких факторах как архитектура. Метры в красивом здании и земля рядом с ним стоят дороже чем в некрасивом. Наполненность объекта или места историческими смыслами добавляет ценности.

Тут небольшое отступление о истории и краеведении. Даже история Санкт Петербурга крайне не проработана и не раскрыта, чего уже говорить о других местах России. Это гигантский резерв стоимости. Краеведческие и исторические разыскания вокруг умершей затерянной деревушки Любощь http://diderix.petergen.com/articles2.htm привели к буквально к краеведческим и историческим отрытиям наполнив эти места совершенно другими, неведомыми никому до этого смыслами которые в умелых руках могут быть легко монетизированны. То есть, объясняю на пальцах, проведите историческое и краеведческое исследование любого объекта или места и вы повысите его рыночную стоимость по любому, в ряде случаев цена может вырасти на порядки. Большинство людей просто не понимают где они живут.

И так возвращаемся к математике. Среди пакета факторов формирующих стоимость постройки или земли, арихтектурно-ландшафтная составляющая является весьма существенной.

И тут мы подходим еще к одному важному для понимания вопросу. Объект недвижимости имеющий артитектруно-ландшафтную ценность (и) или историческую ценность, заряжает своей ценой окружающие объекты. То есть часто бывает, когда один исторический объект на весь город вытягивает стоимость всего населенного пункта.

Математика точная наука. Но тут мы пасуем, так как нет точной формулы по которой мы можем рассчитать стоимость архитектурной и исторической ценности (и тем сложнее стоимости передаваемой соседним объектам). Это сильно усложняет ситуацию и мешает пониманию. Почему это сложно показать и разложить. Ну во первых, восприятие архитектуры (как и истории) это субъективный процесс, который завязан на культурно-цивилзационные особенности наблюдателя, его личные особенности, историческом и культурном контексте. Плюс на это накладывается масса «шумов» от других составляющих цену факторов. Но это не значит, что этой цены нет. Она есть и всем кому это интересно очень даже понятна, конечно кроме простаков на которых и наживаются воры.

Да воры. Когда один человек без согласия другого изымает у него ценности, такого человека называют вором.

Поэтому пора внести в общественное поле понятие архитектурно-ландшафтного воровства.

Этот феномен не осмыслен обществом, что открывает огромное поле для извлечение прибыли бандитам за счет простаков (в данном случае это термины из работы Закон глупости http://diderix.petergen.com/stup5.htm)

Например кто то строит здание и вкладывает в него знание архитектуры, традицию, новаторство, огромные средства, талант и это здание воспринимается обществом как ценность. В нем происходят какие то исторические события, живут и работают люди влияющие на историю и культуру вообще и соответственно на каждого из нас в частности. Таким образом стоимость это здания возрастает соответственно с мерой вышесказанного.

Если после этого, другой человек на участке напротив этого здания построит уродливое сооружение типа хибара-сарай, то его цена будет значительно выше, чем если бы этот сарай не стоял на против красивого здания. То есть таким образом, тот кто построил сарай украл у того кто построил дворец. Потому что стоимость дворца понизилась. Ведь из окон дворца теперь виден сарай. А из окон сарая дворец. Поэтому и стоимость рекламы на сарае будет гораздо выше чем если бы не было дворца на против него.

Это пример если эти здания стоят в чистом поле. А если это совокупность зданий называемая городом, то тут каждое здание влияет на все остальные и наоборот.

Говоря о городе или деревне, надо понимать что кроме ценности зданий как таковых, есть еще и очень важное понятие как планировка города, городской концепт, вписанность всего города в существующий до него природный ландшафт, соотношение разных районов между собой. Это ценность сама в себе. И стоимость города может увеличиваться за счет планировки или уменьшаться. К планировке применимы все те же категории что и к отдельному зданию, это красота, наполненность историческими смыслами, и еще удобство в эксплуатации, конечно. И тут тот же принцип работает. Можно поставить какое то здание используя удобство планировки города для этого здания, чем нарушить общий концепт планировки, чем понизить общую для всего города ценность планировки. И наоборот, можно вписывать в городской концепт здание так, что бы этим оно увеличивало ценность планировки и общую ценность всего концепта и соответственно каждого объекта в отдельности.

И так к каким выводам должен прийти читатель, героически дочитавший до этого места.

1. Все имеет свою цену и ее надо сохранять, а лучше увеличивать. Нужно извлекать прибыль из возрастающей цены и вкладывать деньги в осознанное дальнейшее увеличение стоимости.

2. В любом городе или деревни есть две составляющих стоимости которые надо понимать и с которыми надо целенаправленно работать.

2.1. Архитектура. Как каждого отдельного здания, так и всего комплекса зданий города как единого здания. То есть мы имеем каждое здание в отдельности и имеем город как концепт и рассматриваем его как некое единое здание, где каждое здание есть элемент этого большого здания. Все должно биться и работать друг на друга.

Есть смысл регламентировать строительство около ценных архитектурных объектов, дабы новые объекты не понижали ценность достойных образов. А в идеале дополняли и развивали ее.

2.1.1. Из архитектуры необходимо выделить отдельно понятие архитектурного ландшафта, то есть связи архитектуры с природной средой или элементами городской среды. Где исторический горизонт или вообще горизонт является важнейшим элементом городской среды. Это вопросы не только высотности как таковой, но и именно линий горизонта как важнейшего элемента среды обитания.

2.2. Городской концепт. Есть еще слово ифраструктура. То есть расположение зданий по отношению друг к другу и связь их между собой посредством дорожно-транспортной системы. В этом важную роль играет общий концепт развития города под те или иные задачи данного поселения людей. В любом случае главной сверхзадачей любого близкого поселения людей, и даже концентрированного как в случае с крупными городами, является коммуникация, то есть проведение трансакций. То есть сверхзадача города это возможность коммуникации между всеми этими людьми. Той коммуникации которой у них не было бы без этого города. Поэтому главным в городе является максимальная реализация возможности коммуникации между людьми. И главным инструментом коммуникации пока были дороги. Поэтому я ввел еще один термин Воровство дорог. Когда люди строят здания в городе или около него не обеспеченные дорогами, то они воруют дороги у всего города. Эта тема раскрыта в статье Пробки… http://diderix.petergen.com/stau.htm

В концепт мы включаем и философию города, его цивилизационные и эстетические коды, пространственные и объемные пропорции и нормы.

И так у нас есть некие ценности которые были созданы кем то до нас и которые сегодня находятся в нашем распоряжении. И мы можем их тем или иным путем использовать, преумножая или уничтожая. Оба пути имеют право на существование и это является только вопросом морального плана, какую стратегию поведения избрать.

Если люди избирают стратегию уничтожения, мол после нас хоть потоп, то тут в общем то все ясно, ни каких дополнительных советов тут дать нельзя, так как в этом направлении все делается вполне успешно и бодро.

Если же кто то захочет созидать и преумножать, увеличивать системно прибыль от того что упало в руки в результате исторического казуса, преумножать общее благо всех вместе и каждого в отдельности, то надо будет предпринять следующие шаги.

1. Ввести понятие архитектурного воровства.

2. Ввести понятие воровства дорог.

3. Ввести понятие цивилизационного концепта.

4. Создать рабочую группу из политиков, ученых, деятелей культуры для формирования концепции градостроения для каждого населенного пункта. (Это конечно самый странный пункт моего писания тут, так как ни политиков, ни ученых, ни тем более деятелей культуры у нас и в помине нет, но надо же что то написать, поэтому написал. Ну может чудом кого отыщут когда ни будь). Их задача сформировать общую цилизационную концепцию и вербализовать ее. В любом случае пока концепцией должно стать по умолчанию хотя бы концепция сохранение того что имеет хоть какую то архитектурно-историческую ценность, минимализация потерь от разворовывания.

5. Для каждого города и области надо сформировать архитектурно-ландшафтное бюро во главе с главным архитектором, которое должно воплощать данную цивилзационную концепцию в жизнь, помогать администрации, застройщикам, проектировщикам, гражданам не выпадать из нее в результате своей деятельности. Популяризировать и развивать эту концепцию согласно базовым архитектурным принципам в постоянно меняющейся и развивающейся реальности. Работать с населением для объяснения ее массам и получения обратной связи для коррекции концепции.

Возвращаясь к примеру с Санкт Петербургом, конечно хочется пожелать прекратить его уничтожение и не допустить в других городах того, что случилось с древним Выборгом.

Так главный тут вопрос, кто же может делать эту работу. Тут есть два актера на этой исторической сцене. Гражданское общество либо чиновничество. Гражданского общества у нас нет по причине отстутствия реальной частной собственности и соблюдения естественных прав, но есть некие разрозненные группы и частные инициативы (как например эта статья) которые теоретически могут на что то там влиять, это конечно главная надежда. Говоря о чиновничестве и самодержавии, это тоже вполне понятные актеры. И надо сказать, что, вот например, в самовластной России, лишенной конкуренции и творчества все таки каким то загадочным чудом была же как то создана в отдельно взятом месте конкурентная среда и условия для творчества и был создан и воплощен один из лучших в мире городских концептов. Так что совсем надежды мы терять не должны. Может все таки кардинал и бакалейщик спасут наконец хоть что ни будь.

Применительно, в частности, к СПб, тут еще есть новая сила, это какие ни какие хоть очень наминальные, но все таки собственники и предприниматели. Есть заметная прослойка рантье, людей которые накупили недвижимости коммерческой и жилой и сдают ее в наем. Они прямо заинтересованны в привлечение бизнеса и туристов в город и повышении цены метра площади. Есть средний, мелкий и крупный бизнесы которые заинтересованы в деловой, культурной и гражданской активности всех уровней в городе, в его инвестиционной привлекательности, которая на прямую зависит от культурно-исторической, цивилизационной, экономической привлекательности города. Проблема в том, что пока они, ни даже по отдельности, ни тем более все вместе, не осознали что могут влиять на ценность города. Пока они его чисто доят, часто варварски пиля сук на котором сидят. Но может в цифровом мире люди наконец научаться считать деньги. Пока же, как язвил мой знакомый, «украденное всегда дешевле». И это дело всего общества и каждого члена этого общества предпринять меры, что бы украденного было всегда дороже.

© С.В. Кочевых 22.10.16   

Diderix / Статьи... / Архитектура. Цена. / Далее

 

(с) designed by DP