Экология духовности
Самое сложное в экологии человека связано с понятием экология духовности. Многие, как огня, боятся понятия «духовность», отождествляя духовность с религиозной фанатичностью или вообще с какой-то психической ненормальностью. Такое понимание и такое отношение к духовности, как раз и связано с уровнем духовности человека или просто с отсутствием такового. Таким людям кажется, что духовность начинается там, где кончается разум (точнее для этих людей – рассудок) и материальное благополучие: питаться Духом Святым для них является не реальностью, а некой химерой. Но это отнюдь не так. Глубоко ошибается тот, кто считает, что, встав на духовный путь, он лишается чего-то и, главное, должен будет отказаться от многих земных благ, радостей и удовольствий.
Можно подумать, что бездуховность защитила кого-то от страданий, лишений, нищеты, горя.
Духовность – не оторванность от мира и от Земли.
Наоборот, это более глубокое и радостное осознание своего места на Земле и в Космосе, смысла и цели своей жизни, осознание своего единства со всеми планами бытия и, отсюда, осознание ответственности за все свои поступки, мысли, слова. В далёком прошлом такое состояние сознания было естественным, как естественным было состояние духовности. Древние греки так описывали атлантов: «Ноги его стоят на земле, а голова упирается в небо». Только соединяя в своей реальной жизни небо и землю, человек может почувствовать равновесие, свою силу, своё единство со всем живым на Земле и в Космосе.
Поэтому главное на сегодня в экологии человека -вернуть человека к правильному пониманию и осознанию духовности.
Духовность есть производное от Духа. Что же такое Дух? Кратко – это высшее начало как в мироздании, так и в человеке. Человек сотворён по образу и подобию Божию, по образу и подобию мироздания. Мироздание – тело Господне.
Математически структура мироздания и человека выра жается двумя священными числами – 3 и 7. В Мироздании, как и в человеке, есть три плана Бытия: Мир Плотный, Мир тонкий и Мир Огненный. В человеке миру Плотному соответствует тело, миру Тонкому – душа, миру Огненному – Дух. Дух – высшее начало. В мироздании Святой Дух – одна из ипостасей Бога. Планы Бытия мироздания и человека взаимосвязаны и взаимосогласованы. Развитие, эволюция мироздания и человека начинаются с Высшего плана. Формирование человека на планете Земля начиналось с духовных форм. Первочеловек имел духовную сущность, но не был развит интеллектуально, и сознание человека находилось в сонном состоянии. Для развития интеллекта и сознания в человеке начало формироваться под воздействием соответствующих космических энергий плотное физическое тело с соответствующими органами. Именно в результате этого процесса дух оказался подавленным, а у человека всё больше проявлялось материалистическое мировоззрение и понимание себя как смертного тела. В ХIХ и ХХ веках погружение в материю и материалистическое сознание оказалось наиболее ярко выраженным и проявилось во всех делах человеческих, породив много бед, катастроф, разрушения, в том числе и в самой сущности человека. Человек, как осуществляющаяся в соответствии с космическими семью планами бытия сущность, имеет в своей основе 7 планов, только по-разному выраженных на разных этапах эволюции и у разных людей. Перечислим эти планы.
К миру Плотному относится физический и эфирный планы. К миру Тонкому относятся астральный и низший ментальный план. К миру Огненному – высший ментальный, будхический и атмический планы. Тело – это физический план. Душа – эфирный, астральный и низший ментальный план. Остальное – область духовных проявлений. Дух – вечен, бессмертен, тело – временно, смертно, душа – это посредник между духом и телом. Но, в принципе, в своей духовной основе, в основе своего сознания человек бессмертен. На современном этапе эволюции человек полностью сформировал своё физическое тело, эфирное тело, астральное и низшее ментальное тело (рассудок). У многих представителей рода человеческого сформировано и высшее ментальное тело ( манас – разум). У меньшинства в какой-то степени проявлены будхическое и атмическое, т.е. духовные начала. С переходом в эру Водолея, в эпоху более тонких духовных космических энергий, актуальным для каждого человека является развитие духовного начала, но уже обогащённого опытом развития тела, души и сознания. Эра Водолея – эра Духа. Будет идти процесс гармонизации тела, души и духа. Когда в предыдущие эпохи дух оказывался задавленным, человек испытывал страдания от дисгармонии не только внутри себя, но и от дисгармонии с Природой, с Космосом. Единство тела, души и духа откроет перед человеком пути совершенствования себя, общества и человечества, как некоего Единства, к осуществлению тех идеалов, о которых человек мечтал, будучи ограниченным телесным сознанием. Эти мечты и попытки осуществления их диктовались бессмертным духом и теми высокоразвитыми людьми, кто не порвал связи со своими высшими началами в условиях диктатуры грубой материи. Это были учителя человечества, давшие человечеству религии, философские системы, и другие творения духа, чтобы человек, погрузившись, в силу необходимости, в плотные слои материи, не деградировал, а устремлялся, так или иначе, к своей изначальной духовной родине.
Достаточно прозрачно об этом говорится в Новом Завете. Иисус Христос не уставал повторять две аксиомы: «Царство Божие внутри Вас есть» и «Приблизилось Царство Небесное», т.е. приблизился новый духовный этап в развитии человека и человечества. О тех же, чьё сознание не вмещало это, оставаясь чисто материалистическим, т.е. обращённым только к материальным ценностям, Иисус Христос говорил: «Богатому войти в Царство Небесное будет также трудно, как верблюду пролезть в игольные уши». Это значит, что на следующий этап эволюции пройдут только духовно устремлённые, в сознании своём отказавшиеся от богатства и власти, дающей возможность обогащаться ещё больше, как отказался сам Иисус Христос и от богатства и власти, когда был искушаем Сатаной в пустыне. Многие из людей соблазнились этим, отказавшись от истинных богатств, богатств на пути завоеваний духа. Современное кризисное состояние во всех областях жизни – это переход от материальных ценностей к ценностям духовным. Именно поэтому в экологии человека экология духовности должна стоять на первом месте.
О духовных ценностях неустанно твердилось человечеству на всём нелёгком историческом пути его шествия по планете. Можно выстроить целое огромное хранилище этих духовных ценностей. И тот факт, что человечество всё-таки отворачивалось от этих ценностей, говорит о том, насколько сложной является эта
проблема – проблема духовности, проблема стяжания Духа Святого, в нашем случае проблема экологии духовности.
В плане экологическом эту проблему очень чётко сформулировал ещё в ХVIII веке величайший шведский учёный и теософ Эммануил Сведенборг: «Дух человеческий подобен почве, которой достоинство зависит от степени её возделывания», т.е. напрямую связав с культурой, с процессом образования и воспитания человека именно в направлении духовном, не только сохраняя все духовные достижения всех народов и духовно развитых личностей, но и осознанно совершенствуя эти накопления духа.
Духовный опыт каждого человека уникален и тем ценен как для самого человека, так и для общего духовного продвижения.
Один из современных духовно развитых людей, создатель духовной общины «Китеж», Д.В.Морозов в своей книге «Дваждырождённые» (в Индии дваждырождённые – рождённые духовно) так сформулировал это: «…духовный опыт обретается каждой отдельной сущностью в собственных сомнениях, трудах и страданиях. Тогда он имеет значение для зерна твоего духа…» (Зерно духа – то изначальное нерастворимое начало, на основе которого начинается и уходит в беспредельность эволюция каждого человека).
Именно сложность и одновременно красота заключается в том, что духовное образование и воспитание должно быть очень индивидуально и проводится очень бережно, имея постоянно ввиду свободную волю человека, а потому не должно быть связано с навязыванием веры и любым видом миссионерства. А это требует очень опытных и высокодуховных руководителей.
Итак, дух - высшее начало. Духовность – есть устремлённость к Высшему. Духовная культура строится, исходя из высших начал в человеке и мире. Созидание поля культуры возможно только через соответствующую данному времени систему образования и воспитания. И это начинает всё больше и больше пониматься. Приведём высказывание учёного Всеволода Юрьевича Троицкого из его статьи « О классике, о духовности, об идеале и нигилизме», опубликованной в журнале «Литература в школе»: «Духовность как особое отношение к миру проистекает из осознанного или неосознанного убеждения в том, что в мире есть Нечто более высокое, чем материальные, вещественные ценности, чем то, что может быть проверено эмпирическим путём, опытом…
Наши православные предки понимали под духовностью незримую связь человека с Богом, возможную потому, что человек имеет бессмертную душу. «Высшая идея на земле лишь одна, а именно – идея о бессмертии души человеческой, - писал Ф.М.Достоевский, - ибо все остальные «высшие идеи» жизни, которыми может быть жив человек, лишь из неё одной вытекают».
Необходимым условием движения по духовному пути является отрешённость от корысти, от земной прагматической выгоды. Духовность представляется как самоценное стремление к Истине, добру и красоте, независимое от эгоистических, практических, мирских интересов, стремление, представляющее внутренний чистый
мир души.
Новая педагогика должна быть в первую очередь одухотворённой. И старые методы насильственного обучения духовности в новых условиях не годятся. В новой педагогике должны быть воедино соединены история религий, наука и философия в единой синтетической программе. Современные достижения науки, неопровержимо подтверждающие тексты священных писаний, дают для этого хорошую основу. Образно это выражено, например, в заглавии одной из книг учёных супругов Тихоплав «Физика веры».
Но фундаментом формирования новой системы образования и воспитания может быть Учение Живая Этика, которое является синтезом достижений человечества во всех областях деятельности, в том числе в религии, науке, философии, педагогике. Именно на этом Учении, а также на лучших образцах мировой педагогики построена школа академика Шалвы Александровича Амоношвили.
Экология духовности – это настоятельная потребность времени. Если духовность будет спасена, будет спасено и человечество, которое обретёт главный импульс для эволюционного продвижения вперёд к формированию человека всесторонне гармонично развитого, человека духовного облагороженного типа. Не об этом ли мечтает каждая живая душа?
Экология мысли
Что такое мысль? До недавнего времени явление мысли понималось довольно ограниченно, как некие химические и физические реакции, происходящие в мозгу. Научные открытия последних лет коренным образом изменили понимание сущности мысли, в какой-то степени вернув точку зрения первоначальных древних откровений.
В соответствии с современными взглядами мысль материальна, имеет форму, цвет и динамическую энергию, которая действует согласно заложенной в ней идее. Таким образом, мысль есть живое существо, и жизнеспособность этого существа зависит от силы того чувства, которое заложил в неё мыслитель.
Порождённая человеком мысль существует отдельно от породившего её человека, хотя сохраняет с ним магнитную связь. Материя мысли настолько тонка, что современное человечество её не воспринимает, не видит. Хотя есть люди, которых называют экстрасенсами, которым видение мыслей доступно во всём многообразии их форм и цвета. Уже с начала ХХ века предпринимались попытки фиксации мыслей на фоточувствительный материал. С изобретением метода Кирлиан, метода фотографирования невидимого Тонкого мира, стало возможным и фотографирования мыслей, порождаемых человеком и существующим уже отделённо от породителя.
Чёткое, ясное, чистое мышление человека создаёт чёткие, ясные, прекрасные образы мыслей, которые принято называть мыслеобразами или мыслеформами. Мысли же, вызванные злыми, негативными чувствами, безобразны, отвратительны. Таким образом, человек, замысливающий какое-либо зло, создаёт безобразную пространственную сущность, существо, полное злобы и негативной разрушительной энергии, и оно полетит, куда будет направлено, стараясь причинить вред адресату, но может поразить и совсем невинного человека. И наоборот - посланная добрая мысль, приняв соответствующий прекрасный облик, принесёт кому-то радость, здоровье, удачу.
Человеческая мысль является разновидностью психической (духовной) энергии. Излучение человеческой мысли оказывает сильнейшее воздействие на окружающую среду и на космическое пространство. Как уже сказано, эта мощная энергия может быть как разрушительной, так и созидательной. Она может наполнять пространство Красотой, участвуя в формировании прекрасных слоёв ноосферы. Она может засорять пространство. Страшны все туманные, слабые, неясные и особенно грязные и злые мысли. Очень страшна процветающая сейчас матерщина. Грязные мысли по закону притяжения подобного подобным объединяются с грязными мыслями других людей. В Тонком Мире образуются огромные сгустки отрицательных по своему содержанию мыслей с избытком негативной хаотической энергии, лишённой созидательного начала. Эта энергия ищет выход и проявляется во всевозможных стихийных бедствиях, катаклизмах, катастрофах: землетрясениях, ураганах, ливнях и т. д. По ужасающему количеству и силе катастроф, катаклизмов, бедствий в современном мире мы можем наглядно судить о качестве мышления современного человека. В Живой Этике сказано: «Человек, не создавай землетрясений!»
Человек ответственен перед законом Кармы за мысли так же, как за действия. Мысль есть начало действия, никакой поступок не может совершиться без предварительного помышления о нём. Поэтому мы поистине являемся фабрикой добра и зла (сейчас - больше зла).
Научно-философское Учение Живой Этики уделяет большое внимание научному пониманию мысли. Можно составить целую книгу, собрав воедино отдельные положения Учения. Приведём некоторые положения.
«Люди своим мышлением отравляют окружающее и претворяют его в хаос ... Такое мертвенное начало ощущается как пустота, в ней заключается немалая опасность, нарушается равновесие и происходят самоубийства и разные безумия. Не пустота, не хаос, но гадкое мышление поражает неумных отравителей атмосферы. При этом они заражают окружающее и тем поражают своих соседей. Поистине, человек может становиться общественным лишь при известном уровне мышления»
«Безобразная мысль не породит прекрасного действия. Когда говорю о красоте, прежде всего имею в виду красоту мысли. Мысль имеет форму, значит, красота мысли должна быть понимаема во всех отношениях.
Человек не должен мыслить безобразно ради Космоса...
Битва в Тонком Мире являет и подвиг, и отвратительные действия. Ужасны условия Тонкого Мира, когда пространство отравляется чёрными снарядами. Если земные взрывы потрясают твердь, то насколько разрушительнее действия тонких энергий! О таком соотношении земного с Тонким Миром мало мыслят. Если сказать земным языком, последствия тончайших энергий во много тысяч раз превосходят земные воздействия. Они, конечно, отражаются на земных ощущениях, но многие объясняют их только дурной погодой. В лучшем случае их приписывают солнечным пятнам или затмению. Но дальше этого человечество не отважится и помыслить»
Особое внимание в Учении уделяется опасности сквернословия: «Каждое сквернословие и ссора есть уже хвала тьме. Страшный нож не за поясом, но на конце языка. Когда-то придётся понять, что сказанное и помысленное неизгладимы. Каждый помысливший во благо может радоваться этому, но и наоборот».
Антипод молитвы – сквернословие. Оно смущает и грязнит пространство. Запрещено в городах иметь фабрики, полные ядовитых газов, но кощунства и сквернословие по следствиям своим – вреднее. Люди не хотят освободиться от самого губительного вещества, порождающего устрашающие разрушения. Уже не говорю о болезнях, порождённых нарушением атмосферы. Ужаснее всяких болезней будут разрушения слоёв около планеты. Сколько же молитв и добрых мыслей требуется, чтобы заполнить эти пропасти и язвы пространства! Если опасны безводные пустыни и смерчи, то же самое наблюдается, когда человечество опустошает вокруг себя живительные силы. Ведь самоопустошённые остовы – как гробы гниющие. Упасись от сквернословия!»
Там, где гнездится сквернословие, не ищите истинного познания. Никто не запрячет тончайший цветок в кошель, желая не испортить его. Тонкое требует и тончайшего обращения. Не только по редчайшим праздникам, но и ежедневно не следует рвать одеяний. По праздникам люди берегут одежды, но в обиходе не заботятся о них. Сколько же тончайших одеяний погибает!»
«Сквернословие, как зараза пространства, несёт понижение всего интеллекта. Безобразие во всех видах есть опасная болезнь. По человечеству нужно понять, где целение и где раздражение. Пора понять очищение земного бытия. Не позволительно утруждать пространство проклятиями, которые поражают нежданно существа неповинные. Стрела, пущенная в движущуюся толпу, может поразить невинного ... Люди должны понимать ответственность за каждое пущенное слово».
«Люди меньше всего признают, что их мысли и слова могут причинить непоправимый вред. Невозможно уговорить людей, что они разрушают психическую энергию. Они питают тех вредных сущностей, которых мы называем пожирателями психической энергии. Кроме припадков гнева и раздражения много сквернословия произносится по невежеству. Но вред получается не меньший».
«Пора взглянуть на действительность глазом учёного. Пора в школах сказать о губительном вреде злоречия, но мир обеднел учителями и некому предупредить малышей о значении злоречия. Они и дома слышат не мало злобных проклятий. Но учитель должен указать с медицинской точки зрения о непоправимом вреде зломыслия.
Не только пьянство и наркотики разрушают организм, но зломыслие не менее открывает вход для всевозможных зараз».
Но надо сказать, что в последнее время осознание последствий нашего грязного мышления и чувствования стало уже приходить. Примером тому может служить публикация во Всероссийском экологическом портале материала под названием «Реки и водоёмы аккумулируют негативные эмоции человека» (Опубликовано 23.04.2003 г.). Следует привести эту краткую публикацию: «Как сообщил «Информ-экологии» руководитель лаборатории экологической антропологии Уральской государственной медицинской академии Леонид Волков, загрязнение воды негативными эмоциями не менее опасно, чем загрязнение выбросами и стоками. Кроме этого, они тесно взаимосвязаны: глядя на мутный поток воды в реке, мы посылаем проклятия тому, кто её загрязнил, а вода, как аккумулятор впитывает эту агрессию. И ещё неизвестно, как это повлияет на людей, живущих ниже по течению, и на водоём, куда река впадает.
Наши предки хорошо знали это свойство воды: каждые пять лет баню переставляли на новое место, поскольку смытая водой отрицательная энергия накапливалась там, куда вода уходила – под баней. Всем же известно чувство облегчения, спокойствия после посещения бани. Пользуются свойством воды впитывать энергию и целители, которые заряжают воду на здоровье, удачу, излечение. Существует такое понятие как эмоциональная экология, хотя наше общество пока и не готово его воспринять».
Тем более не готово воспринять наше общество такое понятие как «Экология мысли». Но задача «Экологии человека» нести эти просветительские мысли. «Нельзя приказать чистоту мысли, даже нельзя приказать чистоту слова. Нельзя приказать здоровую чистоту дома, лишь просвещение утвердит здравие духа и тела» («Мир Огненный», часть II, N 425).
В Евангелии от Иоанна сказано: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было - Бог», т.е. всё в мироздании создано творящей божественной мыслью. Главное строительное начало в мире - мысль. Все экологические проблемы, в том числе и проблемы, связанные с угрозами самому человеку, связаны с нашими грязным злым мышлением. Если мы хотим решить эти проблемы и построить на прекрасной Земле прекрасную во всех отношениях, в том числе и в социальном смысле, жизнь, мы должны в первую очередь переродить своё мышление с грязного на чистое.
Но пока осознанно, а большей частью неосознанно мы стремимся разрушить и природу, и природу человека.
Путь к чистоте мысли только один - через расширение нашего сознания.
©В.А.Жилкин
© С.В.Кочевых, 2011