Diderix / Сборник... / Из газет. Разное / Пред.

 

Из газетных публикаций. Разное.

 

Русская жизнь. 1892 год, воскресенье, 12 апреля, N 98.

Орел. Небрежное, по большей части, ведение метрических книг со стороны церковнослужителей вызывает часто нежелательные недоразумения, говорит "Орловский Вестник", и ведет к большим затруднениям, при выдачах ими всевозможных справок, свидетельств, выписей и т.д. Записывая в книгу, служитель церкви или прямо не обращает внимания на вкравшиеся ошибки, или исправляет их небрежно перечеркивая, перемарывая и допускает даже, иногда, подчистки. Что бы разобраться в этом, обывателю приходится обращаться к высшему епархиальному начальству, так как священник не может под час, в силу собственного нерадения или благодаря небрежности своего предшественника, выдать ту или иную справку из хранящихся при церкви книг. В селе Волкове, Ливенсого уезда, потребовалась выписка о рождении крещении крестьянки Натальи Моисеевой Кладовой, но священник не мог удовлетворить этой просьбе, т.к. в книге, вместо Натальии, стояло имя Андрей. Кроме того, были и другие серьезные погрешности. Орловская духовная консистория, рассмотрев дело, нашла, что подобные случаи небрежного ведения столь важных книг замечаются повсеместно в епархии, а потому предлагается священнослужителям строго следить за этим. Такое разъяснение консистории, послужит устранению многих столкновений между духовенством и обывателями и избавит от лишних проволочек в деле получения различных актов.

 

Орловский вестник. № 49, 1881.

Наш крестьянин перед посторонним человеком скрытен; его внутренняя жизнь, его духовный мир – закрытая книга для посторонних.

 

Орловские губернские ведомости. 1870 год. № 2 от 10 января.

Средний урожай в Домаховской волости. Ржи сам 5 2/5, Овса сам 6 3/5, Гречи сам 1 13/100, Озимой пшеницы сам 6 3/5, Ячмень сам 1 7/10, Просо сам 2 1/2.

 

Русская жизнь. 1892 год, четверг, 3 сентября, N 238.

Орел. В Орловской губернии на почти два миллиона крестьян приходится 735 сельских школ, где обучаются 38 319 мальчиков и 3 508 девочек. Наряду с официальными школами действуют не официальные с 5 - 10 учащимися, с учителями из местных грамотеев, полуграмотных солдат и пр. Почти в каждой большой деревне есть такая школа. Мне пришлось жить в одной деревне, где было три таких школы. Учителя брали с ученика полтинник за месяц и прибавку в виде благодарности, соответствующую наклонностям учителя - ситные лепешки, водка или еще что. Учили по простому, буквам, читать, писать, молитвам кое каким и кое-чему из арифметики. ("М.Ил.Газ.")

 

Русская жизнь. 1893 год, пятница, 4 июня, N 146.

Саранча поразившая Орловскую губернию в прошлом году, не оставила нашу губернию и в нынешнем. Некоторые уезды - главным образом Севский и Трубчевский, так сильно поражены ей, что одному земству трудно будет избавиться от этого бича земледелия. Бедствие нынешнего года будет много значительнее прошлого, если не будут приняты самые энергичные меры, т.к. нужно ожидать, что саранча поразит яровые посевы. В настоящее время главная мера предохранения это окопка полей канавами.

 

Русские ведомости N 65, вторник 7 марта 1895 года.
Внутренние известия (от наших корреспондентов).

Орел, 4 марта. Из числа жгучих вопросов, возбужденных на недавно (1-гомарта) закончившимся чрезвычайном орловском губернском земском собрании и вызвавших горячие прения, обращают на себя внимание: вопрос "об изменении закона о найме рабочих, в смысле прекращения возможности самовольного ухода" и - "об обложении пошлиною дешовых продуктов откорма скота - жмыхов и отрубей". Усиления и большей действенности кар для рабочих требовали лишь два земских начальника, остальное собрание было против, причем один из предвадителей дворянства основательно заметил, что "самовольный уход" рабочих объясняется тяжелым положением сельского населения, благодаря чему крестьянству, для удовлетворения насущных потребностей, приходится поневоле брать работу у разных лиц, и конечно, не везде является возможность прибыть в требуемое время. Собрание отложило решение названного вопроса до очередного собрания, но, несомненно, судя по настроению чрезвычайного собрания, он будет решен отрицательно. Та же участь ожидает и отложенный второй вопрос, и вот почему. Землевладельцы восточных уездов, главным образом Елецкого и Ливенского, давно уже стремятся "сбить цену" на конопляные жмыхи, чтобы дешевле откармливать свой скот. Уезды, возделывающие коноплю, естественно этого не желают, так как конопляники составляют чуть ли не единственное средство к существованию почти всех уездов западных и значительной - центральных. Восточные уезды вечно доказывают, что в следствие отсутствия вывозных пошлин "нашими кормами почти задаром откармливаются немецкие свиньи", как выразился один восточный гласный. Но остальные уезды отлично знают, что "немецкие свиньи" тут не причем, а вся суть заключается в том, что бы уничтожить спрос на жмых за границу и тогда покупать его по удешевленным ценам. Губернские собрания ни разу еще не удовлетворили таких "патриотических" ходатайств восточных уездов.

 

Русские ведомости N 82, пятница 24 марта 1895 года.
Внутренние известия (от наших корреспондентов).

Орел, 21 марта. Злоба дня для Орловской губернии - усиленное стремление крестьян к переселениям. Об этом явлении доносятся слухи чуть не изо всех уездов, но больше всего говорят о поголовном сборе крестьян села Шаблыкина, Карачаевского уезда, Шаблыкинской волости. Положение населения названного села давно уже обращало на себя внимание, но до сих пор решительно ничего не было сделано для шаблынцев, не смотря на их ежегодные жалобы. По данным исследования 1887 года оказывается, что крестьяне села Шаблыкина и смежных деревень Павлова и Савостьиной получили дарственный надел в таком размере: на единицу разверстки и на ревизскую душу выходит - 0,75 десятин, на наличную душу мужского пола - 0,6 десятин и на надельную семью - 1,8 десятин. Таким крестьянам был дан так называемый "нищенский надел". По статистическим данным 1887 года среди названных деревень было на 261 семейство 106 семей безлошадных, 114 без коров, 74 без мелкого скота и 88 семейств без инвентаря. Задолженных хозяйств в это время было 181, причем 178 из них были должны 12948 рублей. Приведенных данных вполне достаточно, чтобы объяснить поголовное стремление шаблыкинских крестьян к переселению.

Курск. По Курско-Харьковской дороге уже потянулись партии рабочих крестьян, направляющихся на заработки в Южные губернии. Рабочие идут из Орловской, Калужской, Тульской, Черниговской, Курской и других губерний; масса крестьян направляются в Екатеринославскую губернию, в Кривороже, на разработку руды. Особенно много попадается крестьян из Дмитровского уезда; из Волковской волости, например, говорят ушла большая часть населения, способная к труду. Рабочие рассказывают, что прежде они работали в Кривороже помесячно и получали там от10 до 12 рублей; теперь же они будут получать задельную плату, что им гораздо выгоднее, по их словам. Сравнивая количество партий, проходящих через станцию Курск, с прошлыми годами, замечается, что число рабочих значительно меньше чем прежде. Впрочем, с наступлением теплого весеннего времени, количество их, надо полагать, увеличится (Кур.Л.).

 

Русские ведомости N 101, пятница 14 апреля 1895 года.
Внутренние известия (от наших корреспондентов).

Орел, 10 апреля. Вот уже закончилась первая треть апреля, а о настоящей весне нет еще и помина. Не только на полях много снега, но почти повсеместно, за исключением городов, не прекратился санный путь. О полевых работах, конечно, и говорить нечего; даже не предвидится, когда они начнутся. Еще вчера по Оке и Орлику шел большой лед; и судя по количеству не растаявшего снега на полях, можно надеяться на второй разлив рек: первый, и довольно солидный, разлив вышеназванных рек начался в Орле 1-го апреля и продолжался два дня. Такая поздняя весна в Орловской губернии явление редкое, и какие последствия она повлечет - неизвестно.

 

Русские ведомости N 141, среда 24 мая 1895 года.

Орел, 22 мая. Сегодня произошло несчастье с воздухоплавательницей Ольгой Бобровской. Когда шар поднялся на небольшую высоту, воздухоплавательница оборвалась вместе с парашютом и упала на землю. Дело окончилось, к счастью, лишь незначительным ушибом ног.

 

Русские ведомости N 147, вторник 30 мая 1895 года.
Внутренние известия (от наших корреспондентов).

Орел, 25 мая. Вчера в полночь через станцию Орел, Московско-Курской Ж.Д., проследовало 1236 человек переселенцев из села Шаблыкина, Карачаевского уезда, направлявшихся в Сибирь. Они прибыли на станцию Орел по Риго-Орловской Ж.Д., а ночью пересаживались на дорогу Московско-Курскую, чтобы через Тулу ехать на Челябинск и далее в Сибирь. Это те самые Шаблыкинцы, получившие дарственный нищенский надел, о котором в свое время сообщалось в Русских Ведомостях. После долгих мытарств ходаков и прошений по разным учреждениям ходатайство шаблыкинцев увенчалось успехом лишь при нынешнем начальнике губернии, благодаря содействию которого переселенцы получили правительственную помощь в размере до 14000 рублей.

 

Русский паломник. N 1 за 1898 год. Страница 10.
Святочные гадания перед судом православной церкви.

…У всех европейских народов святки считаются самым удобным временем для разного рода гаданий и примет. На Руси святочные гадания тоже являются одним из живучих суеверий. И теперь, в конце просвещенного 19 века, готово передать свое печальное наследство приближающемуся 20 столетию. Гадают по прежнему не только в селах и деревнях но и в городах. Обычай святочных гаданий есть печальный остаток язычества. Как наследие всецело языческое, святочные гадания не могут быть оправданы с точки зрения христианской истины. И скоро ли русский народ проникнется сознанием того, что гадания есть только пережиток языческих времен.

 

Орловские губернские ведомости 1864 год.
Неофициальная часть. Стр. 191- 194.
Черноземная полоса Орловской губернии в хозяйственном отношении, в 1863 году.
Скотоводство.
И.Казанцев.

У нас на Руси существуют многие породы лошадей, называемые даже именами тех народов и местностей, между которыми и на которых они вывелись, под преимущественным надзором и попечением природы. У нас есть лошади бурятские, калмыцкие, киргизские, черкесские, донские, вятские, эзельские, так называемые великорусские и др. В любом месте Европейской России мы найдем эти русские породы как минимум в виде одиночных экземпляров и в виде смеси этих пород. Орловская губерния подобно прочим средним губерниям, преизобилует породой великорусской. Профессор Всеволодов, в "Курсе скотоводства" 1836 года пишет о ней: "Рост средний, склад вообще мало красивый, взгляд пасмурный, не веселый; голова короткая, шея короткая и толстая; ноги крепкие, волосистые, с копытом широким, более плоским; крестец большой, полный; хвост длинный, с длинной гривой".

По указанию опыта, великороссийская лошадь, обладающая этими качествами в совершенной полноте, оказывается для крестьян лучшим рабочим животным. Она обнаруживает большую силу при напряжениях, очень не стомчива (вынослива), мало чувствительна к переменам погоды, неприхотлива.

Нельзя не жалеть, что лошади с подобными качествами встречаются, в настоящее время, очень редко. Вырождение их, с упадком и ослаблением тех наружных и внутренних свойств, - изменения к худшему, началось уже давно, и продолжается доселе на большом пространстве губернии. Особенно это заметно у лошадей западной породы, в уездах: Брянском, Трубчевском, Севском, Дмитровском и Карачаевском. Главная причина изменения разных качеств лошадей к худшему состоит в качествах племенных животных. В роде лошадей не высококровных пород нужно чтобы самки были не моложе трех лет, а самцы четырех. А у крестьян молодые лошади со второго года находятся со старыми и в стойле и на пастбище где беспрепятственно спариваются. Раннее столкновение действует весьма вредно, как на производителей так и на произведение. Но встречаются лошади с определенным, пропорционально сложенным видом, с крепким телосложением и хорошею силою, вполне способные удовлетворять хозяйственным нуждам крестьян. Эти лошади почти исключительно доморощенные, попадающиеся у крестьян зажиточных, многосемейных, которые единственно для себя держат жеребцов, и не допускают их до маток ранее четырехлетнего возраста. О жеребцах, содержимых и нанимаемых селениями или обществами, нам слышать не приходилось.

Стр. 415.
Овцы представлены почти исключительно обыкновенною русскою короткохвостою овцой, которая всем хорошо известна и поэтому не нуждается в описании. Попадаются овцы мериносовой и широкохвостой пород занесенные с Украины. Местный крестьянин со всеми своими чадами и домочадцами, почти круглый год бывает облачен в шерсть и шкуру простой русской овцы. Эта овца защищает его и от холода, и от сырости, и от солнечного жара, и через то делает его способным подвизаться на разных поприщах житейской деятельности, свойственной крестьянскому земледельческому быту. Отселе вытекает главнейшая важность овцы в местных крестьянских хозяйствах. Отселе выходит и то, что неимение в хозяйстве овец, и нежелание обзаводиться ими, - считается за последнюю, крайнюю степень бездомовности, нищеты, лени. Не мало выгод и наслаждений доставляет крестьянам овца и своим жирным вкусным мясом. Мясо это крестьяне потребляют преимущественно в июле, августе, сентябре, когда они особенно много трудятся. Все это время идут работы требующие большого напряжения сил.

 

Спиритизм в Орле.

Было время, когда наше общество заражено было самым крайним скептицизмом, доводившим своих адептов до безусловного отрицания, так называемого нигилизма. Как бы ни порицались тогдашняя молодеж, тем не менее, нужно сказать, что то было хорошее время, - время, когда все мыслящее молодое поколение бросалось энергично доискиваться истины, создавать себе лучшие идеалы. Разумеется, в этом общем круговороте дело не обошлось без увлечений и неизбежных, в подобных случаях, крайностей. Теперь, повидимому, совершенно миновала пора такого увлечения, уступив место самому крайнему легкомыслию и легковерию; настала пора чудес, вмешательства и посредничества духов, - пора спиритизма.

Мы не беремся разбирать спиритизм, как проявление какой-то чудесной невидимой силы, представляя такого рода труд людям, избравшим его своею специальностью: скажем о нем, как о модном занятии, интересующем уже значительную часть нашего общества.

Спиритизм, со всеми своими аксессуарами, становится просто эпидемическою болезнью, особенно прекрасного пола. Во всех местностях, начиная с столиц и кончая последним захолустьем, образовываются кружки спиритов, вызывающие и беседующие с духами; верчение столов и тарелок становится обычным занятием последователей Юма и компании. За всеми советами дамы спиритики обращаются к посредству духов. Орел тоже начинает подчиняться общему движению; куда не покажешься, везде толки о спиритизме; любимым занятием многих, даже молодых особ, становится беседа с духами посредством верчения тарелок и блюдечек. Мы слышали про одну даму, которая ежедневно употребляет несколько часов сряду на беседу с духом своего умершего мужа, и лично знаем несколько молодых особ, способных заняться более полезным делом, которые все свое время посвятили гаданиями и спиритическим сеансам. Октябрьская и ноябрьская книжки Русского Вестника, со статьями Вагнера и Бутлерова, а также все, что только вышло печатного о спиритизме, читаются нарасхват; в наших библиотеках и книжных магазинах не дождутся очереди на упомянутые книги. Несколько дней тому назад, мы зашли к одним из наших знакомых, где встретили целое общество молодых женщин и девушек, упражняющихся в беседе с духами. Будучи совершенно не посвящены в процесс таинственной беседы с представителями невидимого мира, мы с большим удовольствием приняли приглашение присутствовать на сеансе. Сделаны были все необходимые для того приготовления: на листе бумаги, наклеенной на столике, написана азбука; приготовлено блюдечко; два медиума, барышни, поместились одна против другой. В комнате водворилась тишина; все с напряженным вниманием следили за движением блюдечка; сеанс начался. После нескольких предложенных вопросов, дух объявил, что он Александр Македонский, царствовал на земле, а теперь витает в бесконечном пространстве. Царственный дух этот оказался весьма словоохотливым и любезным с дамами, и ответы давал скоро. Затем, явился дух, надо полагать, какого нибудь обыкновенного смертного; назвать себя он отказался, отвечал грубо и делал грамматические ошибки; впрочем, кстати заметить, исполнители его ответов были уже другие девицы. После этих невинных экспериментов, пошли самые оживленные дебаты о чудесном явлении спиритизма и преселении душь, вспомнились различные знаменитые выходки известных медиумов; вообще беседа шла о предметах, возбуждающих нервы и разжигающих богатую фантазию наших барынь. Во всяком случае, заметно, что почти все присутствующие, за исключением одной, сильно оппонировавшей, уже веруют безусловно в силу спиритизма, не вдаваясь в анализ и не допуская никаких опровержений. Вступая в разговор, мы попробовали возражать, но всякая оппозиция оказалась напрасной.

«Вы сами видели, что дух давал ответы: следовательно, нечего возражать против очевидного факта», отвечали мне. Слушая восторженные речи молодых спириток и всматриваясь в их оживленные лихорадочным огнем лица, мы невольно подумали: если-б эта энергия, тратящаяся так непроизводительно, возбудила в них интерес к к какому нибудь реальному, полезному делу; у них все задатки есть на то: ум, здоровье и материальные средства; не достает одного, правда, очень важного фактора, - нет прочного, солидного образования и привычки к серьезному делу, к труду. Занятие спиритизмом, главным образом, обуславливается праздностью и не имением серьезного дела, со стороны замужних женщин, и совершенным безделием девушек, материально обеспеченных. Отсутствие мало-мальски развитой общественной жизни составляет отличительную черту нашего города. Мужчины, помимо служебных или других обязанностей и занятий, еще имеют некоторую возможность, по своему вкусу, найти для себя развлечение в клубах; но женщины лишены и этого удовольствия, на долю их остается театр, да изредка клубные вечера и маскарады. При таких условиях, наши дамы, оставаясь изолированными от всякого движения общественной жизни, поневоле развлекают себя мелкими, будничными интересами, сплетнями, судами и пересудами, а теперь, наконец, явилось новое времяпровождение — спиритизм, со своею заманчивою таинственностью своих откровений.

В этом последнем занятии кроется, таким образом, и хорошая сторона: оно отвлекает от сплетен, увы, столь присущих провинции. Нам довелось присутствовать на трех спиритических вечерах, в трех различных домах, и мы заметили совершенное отсутствие злословия: общество было так увлечено духами, что исключительно им посвятило весь вечер; разговор имел вообще самый невинный характер. И как, в нет худа без добра, говорит русская пословица, подумали мы…!

А. З-ъ.
Орловский справочный листок. №10. Воскресенье. 1 (13) февраля 1876 года. Газета политическая и общественная. Выходит по четвергам и воскресеньям.1876 год, воскресенье, 1 февраля, N 10.

 

 

Орловский листок. 1876 год, четверг, 29 января, N 9. Письмо из Севска.

Орловский листок. 1876 год, четверг, 12 февраля, N 13. По поводу системы хуторов.

Русские ведомости. 1895 год, N 206 от 28 июля и N 211 от 2 августа. И.П.Болоконский. Степи. Из записок земского статиста.

Русские ведомости. 1895 год, N 297 и 328. И.П.Болоконский. Край "долбни" и "картошки". Из записок земского статиста.

 

 

Орловские губернские ведомости N 26 от 1899 год.

Церкви Радогожского стана: Радогощь-Успенская, Быкова-Веденская, Бочарово-Троицкая, Новое Кричино-Георгиевская, Старое (Малое) Кричино-Георгиевская, Домаха-Никольская, Пори-Ильинская, Глядино (Голядино), Шулинка (Шулевка) -Благовещенская, Хлебтово-Козмы и Диамана, Неварь-Богоявленская, Кубань-Воскреснская, Красный Клин-Покровская, Бычки-Пятницкая, Дерюгино-Георгиевская, Черневка-Архистатига Михаила, Осмонь-Вознесенская, Девяткино-Никольская, Промклево-Василия Кесарийского, Болдыж-Рождества Христова, Боброво-Никитская, Морево-Дмитриевская, Соломино-Архангела Михаила, Трофимово-Воздвиженская, Харланово-Воскрксенская, Гнань-Никольская, Остапово-Никольская, Развитое-Покровская, Ожово-Троицкая, Трояново - Троицкая.

 

© С.В.Кочевых, 2002-2005

Diderix / Сборник... / Из газет. Разное / Далее.

 

(с) designed by DP