DIDERIX / СБОРНИК... / Коренная ярмарка / Пред.

 

 

Коренная ярмарка

 

 

По причине отсутствия истории этих земель неизвестно когда возникла Коренная ярмарка, ставшая знаменитой не только в Курской губернии, но и во всей России. Ныне это местечко Свобода, Золотухинский район, Курской области.

Автор первого описания края, прокурор верхней расправы Курского наместничества С.И. Ларионов в своей книге, изданной в 1787 г., писал, что ярмарка «продолжается уже около двух сот лет». А секретарь этнографического отделения Русского Географического общества В.Н. Майнов в 1899 г. пошел дальше утверждая, что «возникновение её относится к исходу 8 столетия». Нет ни каких препятствий предполагать что люди тут жили и тогровали тысячелетиями.

Первое документальное упоминание есть в донесении жителя Курска некого Одинцова написанном в 1708 г. Петру первому: «В пустыни в 20–ти верстах от Курска бывает богомолье и мирской съезд во время Петрова поста и курские таможенные и кабацкие бурмистры ездят туда для продажи вина и мёда и сбора пошлинны, а того богомолья и съезда и сбора государевой денежной казны бывает по три дня; а сколько в той пустыни таможенных пошлин и прибылей в сборе бывает и того сборщики именно в книгах не пишут, знатно сборною государевою денежной казною корыстуются они, бурмистры, себе».

Огромное скопление людей и денег естественно привлекло церковь. Время проведения ярмарки начали проводить крестный ход. Из курского Знаменского монастыря в Коренную пустынь стали переносить икону Знамения Божьей Матери, сначала на три дня, а с 1726 г. на неделю.

Отмена таможенной черты между российскими и малороссийскими территориями в 1753 г. послужила расширению торга.

С расширением торга и крестный ход становился всё многолюднее. Однако раздоры между монахами двух монастырей, привели к тому, что в 1767 г. указом Святейшего Синода крестный ход был запрещён. Разрешение на его возобновление было дано лишь в 1791 г. Этот крестный ход был запечатлен в картине Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии» 1870-е годы.

«Ярмарка, начинающаяся за неделю пред девятою пятницею после пасхи и продолжающаяся потом чрез несколько дней после нее, куда наезжают премножество купечества со всякими иностранными и Российскими товарами из ближних Наместнических городов и из Москвы, — писал в 1787 г. С.И. Ларионов. — Лавок торговых там деревянных 337 и много делаемых на тот случай, а по прожектированному плану, будут они строиться каменные; доходу от сей ярмарки короне приносится до 4000 рублей. Окрестные дворяне стали лошадей пригонять для продажи; купцы ж для обмену их и для нужных покупок помещикам разные товары привозили... Благородное общество дворянство из окружных мест, а многие и из дали наезжают туда, редкой год бывает менее фамилий ста; которые располагаются там, устанавливают палатки свои и шатры, и иные делают и домики из досок или плетня глиною обмазанные, с снаружи чем ни будь украшенные. Это составляет очень приятной вид и особенно совсем роду селения, положение ж места красиво; не большой лесок при реке, по большой части разставлены там ставки эти входом на открытые поля, чрез которые множество селений кажутся в дали и придают лучшее еще украшение сим приятным местам. Народ туда собирается в великом количестве и много имеет различных увеселений».

Академик В.Ф. Зуев, посетивший ярмарку в 1781 г., отмечал, что «на неё съезжаются не только из российских городов купцы, но из Польши, Молдавии, Валахии, Немецкой земли, Греции и Крыму, и привозят всяких товаров миллиона на три рублей, более и менее смотря по обстоятельствам». Он же подробно описал, как выглядел этот «знаменитый пустырь, известный в российской торговле», как был организован торг.

«Пустырь, где торг производится, окружён с трёх сторон, ибо с четвёртой река Тускарь подходит, глубоким рвом и созданным из дёрну валом; две вала стороны заложены наглухо, а третья к западу прорублена тремя воротами, плетнём загораживаемыми, из коих первые с приезду из Москвы называются Московскими, средние Хвитицкими, а к Курску — Курские; у всех их по сторонам имеются для караула и осмотра будки, а на валу сложены дерновые пирамиды. Внутри сего пустыря стоит теперь несколько пустых сараев для лошадей и несколько жилых изб; лавки ставят при наступлении ярмарки; прочие ж приезжие как из купцов, так и господ во время ярмарки все живут по чистому полю в палатках, занимая пространство вокруг вёрст на шесть. Ярмарка начинается обыкновенно в девятую после Пасхи пятницу и продолжается несколько дней сряду, а с приездом и разъездом считая недели две».

Со временем правительство решило ярмарку приспособить под себя, что бы удобнее было доить. В 1785 г. правительство предложило купцам снести ярмарку и за свой счёт выстроить здесь по данному из столицы плану каменный гостиный двор. Участники строительства получали на десять лет освобождение от поземельного налога за свои лавки. Однако надурить в этот раз не удалось.

В 1787 г., посетив Курск во время своего возвращения из путешествия в Крым, Екатерина II встретилась с городским головой И.Л. Голиковым. Знаменитый купец поднёс императрице прошение, в котором излагались более выгодные для курян условия. Итогом встречи стал рескрипт от 17 июня 1787 г., гласивший: «...чтобы строение гостиного двора для проходящей близь Курска Коренной ярмарки по утверждённому от нас плану устроить, повелеваем его предоставить городскому обществу этого города с тем, чтобы они выстроили этот двор гостиный каменный по нашему плану и за то, не платили поземельных денег в течение 20 лет».

Купцы как могли тянули с этим блудняком и приступили к строительству только в 1793 г., после вмешательства Сената. Само же строительство затягивали как могли и завершили только в 1812 г. Автором проекта здания считается Джакомо Кваренги. Оно представляло прямоугольник, ориентированный по линии север–юг. Главный вход был обращён в сторону Курска. По обе стороны от него симметрично располагались резиденции губернатора и коменданта. Широкий проезд с одноэтажными лавками по сторонам приводил на овальную площадь, способную вместить до 50 000 человек. Здесь, напротив входа, возвышалось двухэтажное главное здание ярмарки, украшенное колоннами, нишами и высокой башней с часами.

Двухэтажные крылья расходились от него в обе стороны, охватывая северную сторону площади, а с южной стороны находились одноэтажные корпуса. Внутри корпусов шли широкие длинные коридоры, обставленные с обеих сторон арками, под каждой из которых размещалась купеческая лавка. Всего в Гостином дворе насчитывалось 466 лавок. В центре обширного двора, образуемого тыльным фасадом главного здания и тремя внешними корпусами, стояла «важня» — казённые весы в восьмигранном павильоне. Под новые строения была отведена площадь в 64 гектара.

Ныне эти строения утрачены, основная часть ансамбля, находятся в местечке Свобода в границах: улица Гражданская (на севере), улица Заводская (на востоке), улица Электрическая (на юге), улица Спортивная и продолжающий ее проулок (на западе). Данные границы в целом совпадают с границами расположения исторического каменного комплекса строений Гостиного двора. Кроме того, в состав ансамбля также входят «Здание торгового ряда», находящееся к югу от пересечения улиц Пионерской и Гражданской, и «Здание конторы», находящееся к западу от данного перекрестка.

По количеству ярмарочных торжищ куряне уверенно лидировали среди всех губерний Центрального Черноземья. И Коренная ярмарка была самой крупной, ее расцвет приходится на первую половину 19 в.

В царском манифесте об устройстве гильдий и торговле от 11 ноября 1824 г. даже было объявлено, что иностранцам запрещается высылать товары для продажи в другие российские города, кроме «трёх главных ярмарок: Коренной, Нижегородской и Ирбитской».

Курянин–драматург И.А. Купчинский в своих воспоминаниях рассказывал: «Самое цветущее время ярмарки были 20, 30 и 40 годы... на ней можно было встретить, кроме русских, бухарцев, татар, армян, жителей Кавказа, персов, венгерцев, представителей торговых фирм Кенигсберга, Львова, Лейпцига и других заграничных рынков. По улицам и площадям ярмарки то и дело тянулись нескончаемые обозы; тут были щеголеватые троечники, одноконные извозчики, малороссы на волах и проч., попадались даже инородцы с верблюдами.

На ярмарку съезжались также во множестве помещики Курской, Орловской, Воронежской и других губерний; они съезжались с семействами. Многие из них приезжали с хозяйственными целями, но другие являлись просто для приятного времяпровождения, а также для того, чтобы посмотреть или показать невест.

Ярмарка начиналась накануне Троицына дня и продолжалась главным образом до 9 пятницы после Пасхи. По этот день шла большею частью оптовая торговля, но с того времени преобладающее значение получала розничная, и наступал разгул, по трактирам гремели оркестры музыки, пели цыгане и русские песенники, шли представления в театре, цирке и балаганах.

В продолжение же всего дня на ярмарочной площади сновала бесчисленная толпа самой разношерстной публики. Панская линия — каменная, крытая галерея с лучшими магазинами по обеим сторонам ее — каждый день устилалась зеленой травой и поливалась, отчего здесь было прохладно, и воздух был чистый. Посреди ее играл оркестр военной музыки, а по всей линии раздавалось пение соловьев, клетки с которыми висели над дверями магазинов.

На ярмарку съезжались со всех концов России до 150 тысяч человек. В праздничные дни ярмарка оглашалась хороводными песнями: это девушки и парни в праздничных нарядах из окрестных деревень вереницами являлись на ярмарку и были не прочь щегольнуть перед горожанами танцевальным искусством...».

Ярмарка была настоящим праздником и для курского дворянства. Князь И.М. Долгоруков, посетивший её в 1810 г., писал: «все почти дворяне тутошние и привыкшие для надобностей своих сюда ездить, возят с собою шатры с разными подвижными домиками... с флагами и гербами...

Здесь много благородного народа. Всё это бродит, покупает, мотает. А к вечеру критикуют роскошь. Публика здесь большая; карет до пятисот около Гостиного двора покрывало площадь. Как странно видеть такую картину на открытом поле!

Чтоб иметь идею о Коренной ярмарке, вообразите, что кто–нибудь, вырезав из Москвы Ильинку со всеми её окрестностями, тут поставил».

На ярмарке покупателям предлагался огромный выбор ткани, разными видами которой торговали в 195 из 466 лавочных номеров Гостиного двора. Тут можно было найти ткани шерстяные и суконные, шелковые и полотняные, набойку, тафту, пестрядь, крашенину, китайские и бухарские материи. Тут имелся богатый выбор москательных товаров и бакалеи, можно было купить овощи, муку, шерсть, кожи, смушки, меха, воск, деготь, пеньку, овёс и сено, ювелирные изделия, свежую и солёную рыбу, патоку и вино, пиво и мёд.

Особенно славилась Коренная ярмарка своим конским рынком. Сюда во множестве съезжались любители лошадей, коннозаводчики, ремонтеры из гвардейских и армейских кавалерийских полков. Все они, по воспоминаниям современников, «безумно сорили деньгами». Лошадьми торговали на Конной площади, где был установлен длинный ряд невысоких столбов. Подле них и проходил смотр, заключались сделки. Один из посетителей ярмарки с восхищением описывал увиденное: «бесконечный ряд лоснящихся на солнце крупов всевозможных лошадей обращен был к дороге, на которую продавцы то и дело выводили на показ лошадей. По другую сторону дороги в громадных загонах из крепких жердей находились степные дикие лошади. Тут зрелище было гораздо любопытнее. Таких изгородей было немало и покупатели то и дело подходили к продавцам». Кроме того, каждый вечер на ярмарке устраивались конские состязания: бега рысаков и соревнования тяжеловозов.

За Конным рынком торговали колоколами, которые развешивали на прочных перекладинах между столбами. Отсюда над всей ярмаркой разносился беспрерывный гул и звон — покупатели проверяли качество товара. В другом месте, уже в тишине, заключались сделки совсем иного рода — тут торговали людьми. Помещики, нуждавшиеся в деньгах, продавали «на вывод», без земли, своих крепостных рабов. Известный мемуарист Ф.Ф. Вигель, служивший в 1828 г. в Керчи, писал: «Больно было для русского сердца моего слышать о жестоком обращении простых, ничтожных греков с русскими крепостными их людьми, как скот купленными на Коренной ярмарке. Ни один из них не имел права владеть ими, ибо купчие крепости совершены были на чужие имена людей, коих права были столь же сомнительны». В этом случае Ф.Ф. Вигелю через суд удалось добиться освобождения крепостных, благодаря чему «более чем сотнею душ умножилось русское керченское народонаселение». Но гораздо больше подобных сделок совершалось на ярмарке с соблюдением всех правил рабовладельческой империи и оспорить их никто не собирался и не мог.

За порядком на ярмарке следили назначенные для этого полицейские и военные. Так, например, в 1811 г. по приказу губернатора из Курска сюда были посланы два частных пристава, два квартальных надзирателя, восемь конных драгун под командованием унтер–офицера, а также 40 солдат внутреннего губернского полубатальона при пяти унтер–офицерах и двух обер–офицерах. На время ярмарки выезжал сюда и земский исправник с двумя заседателями, а также три чиновника земского суда. За соблюдением санитарных норм и для помощи больным следил один из членов курской врачебной управы. На случай пожара здесь находились два брандмейстера с «нужным числом принадлежащих к тому инструментов».

За несколько дней до ее официального открытия в Коренную прибывала Курская городская дума в полном составе. Для поддержания порядка командировалось временное отделение городской полиции во главе с полицмейстером и определенным числом полицейских чиновников. Для содержания караулов прибывал отряд внутренней стражи; для противопожарной охраны – часть пожарной команды, в помощь которой местные крестьяне должны были содержать в черте ярмарки 10 бочек с водой, за чертой – 30 бочек и лошадей. От приказа общественного призрения устраивалась больница и аптека. Врач в присутствии частного пристава осуществлял осмотр продовольственных товаров; кроме этого командированный губернский ветеринарный врач ежедневно осматривал продаваемое всякого рода мясо. Для поддержания сообщений с Курском учреждалась временная почтовая станция, а для письменной и денежной корреспонденции – временное отделение губернской почтовой конторы. Наблюдение за продажей питей возлагалось на окружного акцизного надзирателя с двумя помощниками, а наблюдение за табачной торговлей – на чиновника казенной палаты. Двое присяжных этой же палаты производили продажу гербовой бумаги; совершение торговых актов оформлял нотариус. Для разрешения недоразумений между торгующими учреждался временный словесный суд. За правильностью ярмарочного сбора, половина которого поступала в пользу города, а другая – в пользу казны, наблюдал чиновник особых поручений начальника губернии и член палаты государственных имуществ. В отношении военного надзора ярмарка подчинялась коменданту – штаб-офицеру корпуса жандармов, в распоряжении которого состояло несколько чинов.

Утром, в день открытия торга, на территории ярмарки в присутствии всех официальных лиц и торгового люда настоятелем Коренной Пустыни совершался торжественный молебен; Коренная икона Знамения Божией Матери с водоосвящением проносилась по рядам; над башней Гостиного Двора поднимался флаг – и ярмарка начинала свою работу.

Однако еще за несколько дней до официального открытия начиналась конная ярмарка. На нее приводили от 4 до 5 тыс. лошадей большей частью барышники, обслуживавшие круглый год все украинские ярмарки, переходя с одной на другую. Значительные партии на Коренную ярмарку приводили курские, орловские и воронежские барышники. Кроме них лошадей поставляли владельцы конезаводов Курской и других губерний; однако заводских лошадей было меньше. И совсем мало лошадей на Коренную ярмарку пригоняли цыгане, хотя на некоторых конных ярмарках они играли весьма значительную роль.

Для продажи лошадей отводилась большая конная площадь, на которой было устроено несколько конюшен, где и выставлялись лошади. Однако большая часть привозимых на ярмарку лошадей на площади находилась только днем, а на ночлег разводилась по близлежащим постоялым дворам - в самых крупных из них помещалось до 200 лошадей. А многие лошади и вовсе не выводились на площадь, а продавались здесь же, в постоялых дворах.

Одну из трех главных и прямых линий большого корпуса Гостиного Двора составлял Панский ряд – “самый разнообразный по содержанию: в нем заключаются все предметы, употребляемые в общежитии и быту высшего сословия дворянского и купеческого: здесь вы найдете модную мантилью и ученую книжку, тонкие кружева и черкесское седло, брильянтовый браслет и икону в окладе, косметические товары, подзорные трубы, шляпы московского изделия и прочее. В Панском ряду вы не увидите ни дегтем выпачканного чумака, ни прасола со шкурками, ни крестьянки с поясами: вход черному народу недоступен в это эльдорадо... Обширная панская линия не уступает красотою ни санкт-петербургскому пассажу, ни московской голицынской галерее”.

Вторая линия большого корпуса Гостиного Двора носила название Московской, так как большей частью была занята московскими купцами с русскими мануфактурными товарами. И.С.Аксаков называл Коренную ярмарку главным рынком для сбыта мануфактурных произведений. Подтверждением большого наплыва этого товара на ярмарку служит и тот факт, что позже из-за нехватки места в Гостином Дворе недалеко от него был построен новый каменный корпус для торговцев-мануфактурщиков, получивший название Суздальского ряда. А вскоре и этот корпус оказался недостаточным, и был построен еще один деревянный корпус.

Курский Красный ряд составлял как бы продолжение Московского и размещался в третьей линии большого корпуса Гостиного Двора; в этом ряду торговали исключительно местные краснорядцы.

Еще одну отрасль Московского ряда составлял Игольный ряд. Он состоял из шестнадцати деревянных балаганов, расположенных в две линии – “это большая коробка офеня: тут тесемки, ленты простые, шелковые, стеклярус, монисты, снурки, гарус, шелк для вышиванья и пр..., в сущности игольный товар и есть галантерейный, но не панский, а для простого класса”.

Игольный ряд продолжал ряд Пушной. Мехов на Коренную привозилось немного, так как “это ярмарка весенняя, а весною мехов не покупают”. И, тем не менее, меховщики бывали здесь для закупки сырых и выделанных шкурок – волчьих, лисьих, заячьих, хорьковых, куньих, чтобы после выделки, окраски и шитья пустить этот товар в продажу уже готовыми мехами.

Четвертая линия главного корпуса Гостиного Двора называлась Большим овощным рядом. В нем торговали колониальным товаром (чай, сахар, кофе, табак), бакалейным (изюм, орехи, прованское масло, винная ягода и т.д.), москательным (русские и заграничные коренья и краски), овощным и различными съестными товарами (сыры, колбасы, кондитерский товар, грибы, сушеная и моченая ягода, пряники, халва и т.д.).

На Коренной ярмарке в небольшом размере было представлено две отрасли винной торговли – винами иностранными и русскими. Иностранные вина доставляли торговцы не портовых городов, а курские и близлежащей округи; среди поставщиков русских вин выделялись армяне с белым и красным кизлярским вином. Территория Гостиного Двора, где они складывали свой товар, называлась армянским подворьем.

По передней полукруглой линии двух малых корпусов располагалась торговля железным и медным товаром, который четко подразделялся на две категории: в виде обработанного материала (полосового, листового, кровельного, узкополосного, прутового, брускового, стропильного, обручного, резного) и непосредственных изделий опять же русского и иностранного производства (среди изделий преобладали гвозди и замки; из иностранных изделий большой спрос всегда наблюдался на столярный стальной инструмент и сеножатные косы).

Зачастую в железных лавках в виде прибавочного товара продавались кожа и изделия из нее. Курская выделанная кожа играла важную роль не только на Коренной, но и на многих украинских ярмарках. Однако ее привоз на Коренную все же не мог дать представления о том огромном обороте, который производился курскими кожевниками, так как основная их торговля проходила на месте в течение всего года. Ассортимент шитых кожаных товаров был весьма разнообразен – ковры, чемоданы, сумки, тюфяки, клеенка, разных цветов трип, тесьма и другие экипажные принадлежности, а также сапоги из знаменитого центра их производства – сл.Михайловки Новооскольского уезда.

Кроме вышеназванных товаров в торговых рядах Гостиного Двора продавались вата, писчая и оберточная бумага, обои, восковые, стеариновые и сальные свечи, конфеты и варенья, масляные краски, лак, политура, клеенка, козырьки, счеты, щетки, шитый шорный и шлейный товар.

В небольшом количестве были представлены экипажи, стеклянный, хрустальный, глиняный, фарфоровый и фаянсовый товар.

Кроме Гостиного Двора с его многочисленными рядами торговля на Коренной ярмарке протекала на девяти площадях: Сенной, Табачной, Конной, Рыбной и Кожевенной, Мучной, Мясной, Щепной.

Живописную картину ярмарки дополняли разные товары мелкой торговли.

С началом строительства железных дорог во второй половине 19 в. начинается упадок Коренной ярмарки. Обороты её резко сокращаются, разнообразие товаров оскудевает. Ярмарки как способ обмена товарами теряют своё значение. Еще с 1819 г. представители курского купечества начинают обращаться к властям с идеями о переносе ярмарки из Коренной пустыни в Курск. Обсуждение этого прожекта волокитилось не один год и наконец, с началом строительства железных дорог и ослаблением значений ярмарок, в 1878 г. перевод торговли в Курск состоялся. С этого времени торжище у Коренной пустыни быстро превращается в рядовую сельскую ярмарку, одну из многих в Курской губернии, а затем и вовсе исчезает. Ярмарочный комплекс и строения приходят в упадок и почти полностью исчезают к началу двадцатого века.

В 21 веке пытаются использовать имя ярмарки, хорошо если удастся вдохнуть в него что то новое, но это врятли.

 

 

© С.В.Кочевых

DIDERIX / СБОРНИК... / Коренная ярмарка / Далее

 

(с) designed by DP