Diderix / Статьи... / о насилии / Пред.

Математик Вазиф Мейланов, в 1980 вышел на площадь Ленина в Махачкале, с плакатом, протестуя против преследования Андрея Сахарова и требованием свободы слова. В Чистопольской тюрьме, в 1984 он написал

 

ЭССЕ О НАСИЛИИ

 

Насилие ведь аргумент не простой: оно в некотором роде есть не один аргумент, а бесконечный ряд их: так, если я введу единицу насилия, то сама эта единица будет 1-м аргументом, двойная мера насилия - 2-м, и т.д. Теперь представь себе упрямца, который не понимает с одной только угрозы применить насилие - "Ну так поймет с его применения! Предъявить ему наш 1-й аргумент". Что же произошло? А то, что упрямец, вынудив применить насилие ("предъявить ему 1-й аргумент - не поймет ли с него"), увеличил количество насилия в мире. Так это хорошо, если он понял с первого же аргумента, а если нет? У насилия ж не только аргумент No 1 - есть и No 2. И если не понявший аргумента No 1, понял аргумент No 2 (назовем его 1/2-уступчивым), то он тем, что понял с двойной меры насилия, оправдал применение этой двойной меры. Он поднял уровень насилия вдвое и оправдал такое поднятие: насилие достигло цели, насилие празднует победу. 1/3 уступчивый ("герой какой выискался!") повышает меру насилия втрое и уступает с достоинством этой тройной мере, - насилие торжествует. Итак, 1/100-уступчивый (т.е. сдающийся насилию в 100 раз большему, чем среднее) повышает уровень насилия в 100 раз и оправдывает - в глазах насилия - такое повышение достигнутым результатом! Вспомни сказки! Ведь герою надо пройти череду все возрастающих угроз (а то и череду все возрастающих испытаний) не поддавшись ни одной из них. Если он - даже пройдя испытания весьма высокого ранга - не выдерживает очередного, то все прошлое ему не засчитывается, и "герой" обращается в черный камень. Секрет насилия в том, что нельзя поддаваться никакой мере его! Оно просит чистого нуля уступчивости. Ну так и надо ему дать этот ноль уступчивости.

Только тогда оно отступает: само начинает понимать - после опыта с неким конечным номером - что под насилие попал герой, и на нем никакой из аргументов насилия не пройдет, никакая мера насилия его не убедит. Тайна насилия ведома герою: только ноль уступчивости заставит насилие сдаться, заставит отказаться от насилия как такового, от всех ступеней его.

В сказке героя ждет лампа Алладина, в жизни его ждет аргументация словами, к которой он заставил перейти мир своим непониманием доводов насилия с каким угодно высоким номером. Поэтому насилие, достигнув довольно высокой ступени, бросается вниз и обращается в чистый ноль.

Вазиф, 31 августа 1984 года.
Чистопольская тюрьма.
(Из письма Светлане Балашовой).

© С.В.Кочевых

Diderix / Статьи... / о насилии / Далее

 

(с) designed by DP