ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ КУРСКОГО ДВОРЯНСТВА.
Глава четырнадцатая
УЧАСТИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДВОРЯНСКОГО СОСЛОВИЯ КУРСКОГО
КРАЯ В ЗЕМСКИХ СОБОРАХ XVII ВЕКА
Правила созыва Земских соборов и участие в них представителей сословий. -
Акты соборных деяний. - Избрание Михаила Федоровича Романова на царство.
- Представители Курского края на соборе 1613 года. - Единодушие собора
и народа. - Подписи представителей Курского Дворянства под выборною
грамотою. - Земские соборы 1614-1618 года. - Призывная грамота на собор
1619 года. - Земский собор 1621 года. - Посылка для разбора служилого
сословия бояр, дворян и дьяков. - Собор 1648-1649 года и составленное им
Уложение Царя Алексея Михайловича. - Жалованье выборным на соборах. -
Челобитная выборных от дворян и детей боярских Курского края на земском
соборе Государю. - Пожалование их Государем Алексеем Михайловичем. -
Характеристика тогдашней жизни Курского края. - Земские соборы 1651 и
1653 г. - Производство выборов на соборах. - Челобитная представителей
Курского дворянского сословия на соборах о местных пользах и нуждах
Курского края.
1.
Земские Соборы имели весьма важное значение
в истории России в 17 веке. Об этом свидетельствуют ученые юристы и
историки, изучавшие эти учреждения древней Руси. По своему составу Земские
Соборы были сословными государственными собраниями, где, естественным
образом, первое место занимали представители высших сословий в Государстве,
в том числе дворяне и дети боярские городов Московской Руси вообще и
Курского края в частности, избиравшие своих уполномоченных для участия в
заседаниях, суждениях и решениях Соборов. Согласно с правилами созыва
Земских Соборов, города Московского Царства должны
были избирать своих представителей, которые становились полноправными
членами Собора. Это было не только правом поместного Дворянства и детей
боярских как высшего военно-служилого сословия, но и его обязанностью,
равно как и других сословий. Вследствие этого и города Курского края:
Курск, Белгород, Оскол, Рыльск и Путивль избирали, на основании Царских
повелений, своих уполномоченных и отсылали их
"к Москве для великого Государева и Земского дела". Но, к сожалению, до
нашего времени сохранились далеко не все акты, которые касаются Земских
Соборов, а о некоторых из них мы имеем самые скудные сведения. Неудивительно
поэтому, что об участии представителей Дворянства и детей боярских Курского
края в деяниях Соборов можно извлечь немногие сведения из исторических
материалов 17 века. Но это, разумеется, увеличивает их ценность, и мы
постараемся передать их возможно подробнее.
Представители Дворянства, детей боярских, духовенства и посадских людей
из Курского края участвовали на Земском Соборе 1613 года, которым был избран
Государем Родоначальник Августейшего Дома Романовых, Михаил Федорович
Романов.
В конце года "бояре и воеводы, духовные власти бывшие в
Москве, приглашали, чтобы из дворян, детей боярских, гостей, торговых,
посадских и уездных людей, выбрав лучших, крепких и разумных людей для
земского совета и Государского избрания все города прислали бы их в Москву".
Когда собралось достаточное число выборных, приступили к избранию. После
предварительных рассуждений и обмена мыслей, внимание всех остановилось на
Михаиле Федоровиче Романове, как на избраннике всей Русской Земли и всего
Русского народа. Еще до избрания, - говорит профессор Латкин
[1], - началось заявление в пользу Михаила Федоровича Романова. После
предварительного избрания Михаила Федоровича на царство, перед 21-м февраля,
послали в города доверенных лиц узнать о желании населения относительно
избрания его в цари. "Во все городы Российского
Царствия, - так повествует избирательная грамота, - послали
[2] во всяких людех их про Государево обиранье проведывать верных и
боязных людей, кого хотят Государем Царем на Московское Государство во всех
городах. И во всех городах и уездех во всяких людех от
мала и до велика та ж мысль, что бытии на Московском Государстве
Государем Царем Михаилу Федоровичу Романову, а опричь его Великого
Государя никак никого на Московское Царство не хотети". Доверенные
лица были в Курском крае, известно, что они были в Рыльске, Курске и
Путивле. Здесь им важнее всего было узнать мнение высшего служилого
сословия, в особенности дворян и детей боярских Путивльского, Рыльского
и Курского края, как представителей военного сословия, служившего в
самой важнейшей для охраны Государства области и в Смутное время не раз
игравшего выдающуюся роль в отношении своем к вопросам государственным.
Дворянство Курского края единодушно подало свой веский голос за избрание
на Царство Михаила Федоровича.
Когда состоялось в первое воскресение Великого Поста торжественное полное
собрание Земского Собора, то каждый выборный подал письменное мнение, в
котором указывал на племянника Царя Федора Иоанновича - Михаила Федоровича.
Собор в этот день - 21-го февраля - заседал в Апостольской церкви и в
церкви честнаго и славнаго Успения Богоматери. На Соборе принимали участие
митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты и игумены, протопопы и
священники. Все разряды служилого военного сословия были представлены на
соборе, начиная от бояр и кончая казаками.
Тяглые люди прислали также своих представителей, при чем Собор 1613 года
был замечателен тем, что на нем были выборные от крестьян. Это - так
называемые уездные люди. Выборные были из 39-ти городов, кроме Москвы, а
именно: из Калуги, Кашина, Тулы, Брянска, Курска, Ярославля, Вязьмы,
Козельска, Серпейска, Казани и городов Казанского края, Мценска, Твери,
Царева, Козьмодемьянска, Рыльска,
Владимира, Мещовска, Рязани, Устюжны, Арзамаса, Коломны, Оскола,
Торжка, Переяслава-Рязанского, Серпухова, Алексина, Бежецка, Перемышля,
Романова, Рославля, Одоева, Белгорода,
Осташкова, Вятки, Шацка, Нижнего Новгорода, Вологды и Ливен.
Из Курского края присутствовали на Земском Соборе 1613 года следующие
лица [3]: Рыленин и выборной человек Иван Брехов и несколько дворян
Рыльского уезда; пушкарь выборной Иван Родивонов и несколько дворян города
Курска. - Из Курска Иван Федорович Паркин [4]
подписавшийся за выборных стрельцов и казаков, пушкарей и посадских людей.
Из Оскола Спасский поп выборный Богдан и несколько боярских детей -
Оскольцев. Из Белгорода - Пречистой Богородицы Рождества поп выборный Исаак
и несколько детей боярских.
Таким образом мы видим, что из подписей уполномоченных Курского края
ясно вытекает то обстоятельство, что число их от дворян и детей боярских
было очень значительно. По Рыльскому
уезду упоминаются выборные дворяне,
за которых приложил руку Иван Брехов, по Курскому - выборные дворяне
и уездные люди, за которых приложил руку Паркин, по Оскольскому и
Белгородскому - дети боярские, за которых подписались о.о. Богдан и Исаак.
К сожалению мы не имеем в Соборной грамоте 1613 года подписей других лиц,
избранников Курского края, кроме приведенных выше.
Все выборные Курска, Белгорода, Рыльска и Оскола на Соборе, как и на
местах, подали единодушно и единогласно свои голоса за избрание на Царство
Михаила Федоровича Романова. Об общем желании избрать именно его Никоновская
летопись говорит так: "И положил Господь во все люди мысль не токмо в
вельможе и в служилые люди, но и в простые все православные христиане и в
младенцы, и возопиша все велегласно, что люб нам на Московское Государство
Михаил Федорович Романов".
В Утверженной грамоте об избрании Борина Михаила Федоровича
Романова на царство эта общая мысль и чувство выражены так:
... "Бытии на Владимирском и Московском и на Новгородском государствах и
на царствах Казанском и Астраханском и Сибирском и на всех великих и
преславных Российских государствах Государем Царем и Великим Князем всея
Русии Самодержавцем прежних великих благородных и благоверных и Богом
венчанных Российских Государей Царей от их Царского благородного племени
блаженные славные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Федора
Ивановича всея Русии сродичу Михаилу Федоровичу Романову-Юрьеву; из иных
государств и из Московских родов на Московском Государстве Государем никак
иному никому не бытии". На тот же день, говорит летопись, "бысть радость
велия на Москве и поидоша в Соборную Пречистыя Богоматери церковь и пели
молебен со звоном и со слезами и бяше радость велия, яко от ямы изыдоша
человеки на свет" [5]. После заседания Собора Рязанский Архиепископ
Феодорит, Новоспасский Архимандрит Иосиф, келарь Троице-Сергиевой лавры
Авраамий Палицын и боярин Морозов вышли на Лобное место и спросили народ,
кого он хочет Царем? Все провозгласили Михаила Федоровича Романова. Затем
последовал торжественный молебен в Успенском Соборе и была принесена
присяга на верность избранному Государю.
Общее число подписей под Соборною Грамотою об избрании на Царство Михаила
Федоровича Романова равняется 255-ти. Приведем здесь подписи выборных людей
Курского края:
Подпись 175-ая [6]. Рыленин и выборной человек Иван Брехов
во всех место дворян выборных место руку приложил.
Подпись 176-ая. Из Рыльска пушкарь выборной Иван Родивонов
и выборных стрельцов и казаков и в пушкарей в посадских людей в место
руку приложил.
Подпись 182-ая. Курска города Ивашка Федоров Паркин
в выборных Курска города дворян и людей уездных место руку приложил.
Подпись 195-ая. С Оскола Спасской поп выборной Богдан и в детей
боярских место руку приложил.
Подпись 196-ая. Белгородской Пречистые Богородицы Рожества поп Исак
и в детей боярских и атаманов руку приложил [7].
Таким образом, от Курского края были выборные на Соборе 1613 года
следующих категорий:
1. От дворян и детей боярских.
2. Духовенства.
3. Атаманов.
4. Низших военно-служащих (пушкарей, стрельцов, казаков).
5. Посадских людей.
6. Уездных людей (крестьян).
Подписались из них, как мы видим, не все, а поэтому имена остальных
выборных не сохранились.
Из таблицы категорий выборных людей становится очевидным тот важный
факт, что на избирательном Соборе 1613 года были представители всех
сословий и классов населения Курского края, что же касается высшего
служилого сословия, жившего в нем, то оно заключало в себе все группы:
собственно дворян и детей боярских, а также атаманов казачьих станиц.
2.
По избрании на царство Михаила Федоровича, Собор 1613 года продолжался и
в продолжении его заседаний участвовали выборные городов Курского края,
принимая участие в обсуждении и решении дел.
Поэтому считаем должным сказать вкратце о соборных деяниях второго
периода его деятельности, которые несомненно являются, в известной степени,
результатом суждений, в числе других, представителей Курского края.
10-го марта Земский Собор послал грамоту Польскому королю, в которой
выставлял ему на вид все зло, причиненное Поляками России и оправдывал
действия Русских по отношению к Полякам. В своей грамоте Собор предложил
Польскому королю мир и заявил, что о кандидатуре королевича Владислава на
Московский престол не может быть и речи. Эту грамоту должен был доставить
Польскому королю дворянин Аладьин.
Собор послал грамоту избранному Государю Михаилу Федоровичу, в которой
говорилось об обнародовании Собором пред Россией его согласия венчаться на
царство и просил его прибыть в Москву, чтобы принять бразды Царского
правления.
При этом Собор уведомлял о том, что дворянство и дети боярские из Москвы
отпущены не были и вообще к приезду Царя велено было собраться в столицу
всем представителем служилых людей, равно как и тем лицам, которые выехали
из Москвы по своим служебным делам.
После венчания на царство Государь Михаил Федорович не распустил Земского
Собора, и заседания его продолжались до 1615 года. Он действовал в составе
прежних членов как из других местностей России, так и из городов: Курска,
Рыльска, Оскола, Белгорода и Путивля. В 1616 году был созван новый Собор,
который заседал до 1618 года.
В призывной грамоте на Собор 1619 года было, между прочим, следующее
замечательное выражение: "прислать выборных от дворянства, детей боярских
и других сословий, которые передали бы обиды и насильства и разорения и чем
Московское Государство полнится и ратных людей пожаловать"
[8]. В Царской призывной грамоте на собор 1620 года писалось к воеводам:
"А выборных есте людей, которых выберут, отпустили бы к нам, к Москве, не
мешкая, чтобы нам и отцу нашему и богомольцу о всем разорении было ведомо".
Отсюда видно, что сословные группы, избиравшие представителей на Соборы,
составляли для них наказы, которые и предъявлялись на Соборе. Но эти наказы,
несомненно составляемые и в городах Курского края, не сохранились до
настоящего времени. Актами, близкими по своему содержанию к наказам,
являются челобитные выборных на Соборы людей, которые были из Курского
края и приводятся нами в соответствующих местах нашего изложения. На
Соборе 1621 года, в присутствии Государя Михаила Федоровича и Патриарха
Филарета была прочитана грамота, в которой говорится о неправдах и
клятвопреступлениях Польского короля Сигизмунда, нарушившего договор с
Московским Государством. Польские люди в пограничных местах, в
Путивльском крае, как об этом в особенности свидетельствовали Путивльцы
и Рыляне, дворяне и дети боярские, наносят большой ущерб интересам Русских,
строют остроги и слободы, бьют зверей в лесах и других угодьях, грабят и
побивают дворян и детей боярских, сгоняют их с их поместий, одним словом
"во многия места вступаются неправдою и осваивают не по делу".
По выслушании этих и других подобных заявлений, Собор постановил нарушить
мир с Польшей и высказал, что все готовы служить Царю против Поляков.
Служилое сословие высказалось, что оно готово против Польских и Литовских
Государевых врагов биться, не щадя голов своих. Дворяне и дети боярские
просили о том, чтобы "велели в их городах разобрати, кому мочно их
Государева служба служити, чтобы дворяне и дети боярские никакой человек
в избылых не был [9]". В города были посланы для разбора бояре, дворяне и
дьяки. "А Государевы Царевы и Великого Князя Михаила Федоровича всея Русии
наказы бояром и дворяном и дьяком даны и грамоты указные к воеводам посланы
против наказов [10]. А как все городы против наказов разберут и им тех всех
городов и десятен [11] сделать списки, чтобы и на войну итить". Бояре,
дворяне и дьяки были посланы для разбора в Путивль: к стольнику и
воеводе князю Василию княж Иванову сыну
Туренину да Сергею Степанову сыну Собакину, к детям боярским Путивльцам,
Нова-Городка Северского, Черниговцам, Рылянам и Донским атаманам и казакам,
которые живут в Путивле и Рыльске.
В Курск [12] было велено ехать к воеводе Степану Михайлову сыну
Лошакову, к детям боярским Курчанам.
В Белгород к стольнику и воеводе Василию Измайлову сыну Измайлову,
к детям боярским Белогородского полка и станичным ездокам и вожам и
Белогородским помещикам, атаманам и казакам.
На Оскол к воеводе Никите Дмитриеву сыну Воробьеву, к детям
боярским Осколянам.
Но, как известно, мир с Польским королевством не был нарушаем до 1632
года. В этом же году состоялся Земский Собор, на котором было установлено
денежное обложение для усиления средств, необходимых для ведения войны с
поляками. То же было сделано и на Соборе 1634 года, акт которого не
сохранился до настоящего времени. Собор 1642 года решил вопрос относительно
принятия или непринятия в подданство России крепости Азова, завоеванной
казаками.
3.
Следующий Земский Собор 1648-49 гг. имеет в истории России важное
значение в том отношении, что на этом Соборе было составлено и утверждено
Уложение Царя Алексея Михайловича. В составлении его участвовали
бывшие на Соборе выборные городов Курского края, призванные по повелению
Государя Алексея Михайловича. Постановление о созыве Собора 1648 года было
изложено следующим образом: "Для того Государева и земского великого дела
Государь указал, а бояре приговорили выбрать из стольников, из стряпчих, из
Московских дворян и из жильцов по два человека. Также из городовых дворян и
детей боярских взять изо всех больших городов, кроме Новгорода, по два
человека, от Новгорода же пять человек". Выборные должны быть добрые и
смышленые люди, которые могут оправдать доверие Государя.
Под Уложением собора 1648-49 гг. было 315 подписей выборных
членов Собора, из них 153 подписи дворян и детей боярских. Из Курского
края были выборные дворяне и дети боярские из городов: Курска, Оскола,
Путивля, Белгорода и Рыльска.
Уложение составлялось, не считая работ подготовительной к Собору
комиссии, состоявшей под председательством князя Н.И. Одоевского, с
16-го июля по 29 января, то есть, 6,5
месяцев. Из Курского края на Земском Соборе 1648-49 года присутствовали
в качестве представителей высшего сословия, дворян и детей
боярских следующие лица:
Из Белгорода - сын боярский Кондратий Свищов и сын
боярский Осип Маслов [13].
Из Курских дворян и детей боярских были: Гаврило
Малышев и Сергей Колугин.
Из Путивля - cын боярский Федор Дементьев сын Аладьин [14].
Из Рыльска - сын боярский Афанасий Григорьев сын Ортаков.
Из Оскола - дворянин Дмитрий Емельянов сын Сорокин. Все эти
выборные значатся в писцовых книгах и десятнях в составе Дворянства
Курского края. Все члены Земских Соборов получали жалованье. Так во
время Собора 1648 года по этому предмету была дана следующая "память":
"Память князю Ивану Васильевичу Хилкову и дьяку Грязеву о выдаче
денежного жалованья выборным городов дворянам и детям боярским. Лета 7157
(1649) сентября в 16-й день по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея
Михайловича всея Русии Самодержца, память князю Хилкову и дьяку Грязеву.
Государь пожаловал дворянам и детям боярским, которые приехали к Москве из
городов, по выбору всяких чинов людей и бытии им на Москве в приказе у
боярина у князя Никиты Ивановича Одоевского с товарищи для Государева и
земского дела. Велел им дати своего Государева денежного городового
жалованья против своего Государева указу по 14 рублев человеку, и которых
городов и кому имена дворянам и детям боярским Государева денежного
жалованья по указной статье даны, и тех имена посланы к вам в приказ под
сею памятью".
К "памяти" была приложена: Роспись выборным из городов дворянам и
детям боярским. Из этой росписи мы извлекаем следующие данные относительно
получения жалованья выборными людьми Курского края.
Куреск. Государево жалованье взяли на Москве Гаврило Малышев,
Сергей Колугин.
Белгород. Кондратий Свищов, Осип Маслов. Деньги посланы.
Против обоих на поле листа отмечена цифра 10.
Рылеск. Афанасий Ортаков. Деньги даны с городом.
Путивль. Федор Аладьин, деньги даны с городом. Против него на
поле листа отмечено: 10.
Кроме указанных нами лиц, на Соборе был князь Семен княж Васильев сын
Прозоровский, который ранее находился в составе Путивльского служилого
сословия, и здесь по своей грамоте Государь велел ему дать на 1136 год
(1628-й) жалованье вполы его оклада за его Путивльскую службу. В 1649
году князь Прозоровский был назначен воеводою в Путивль.
Так как выборные на Соборы имели право подавать Государю общие
челобитные, то и на Соборе 1648 года выборные от Дворянства и детей боярских
Курского края из городов: Курска, Путивля, Белгорода, Рыльска, Оскола и
Севска [15] подали Царю Алексею Михайловичу челобитную о выдаче им жалованья
вследствие их бедности и татарского разорения. Эта челобитная была изложена
так:
"Царю, Государю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Русии бьют
челом бедных и разоренных городов [16]
Курска, Путивля, Севска, Оскола, Белгорода и Рылеска холопи твои выборные
дворяне и дети боярские в числе двенадцати человек. По твоему, Государя,
Цареву и Великого Князя всеа Русии указу прибрели мы, холопи твои, по
городским выборам к тебе, Государь, к Москве для твоего Государева и
земского дела. А твоего Государева денежного жалованья на прошлый на
156-й (1648) год дано нам, холопям твоим вместе с нашими городы для
твоей Государевой службы Путивльцам, Рылянам, Севчанам по осми рублей,
Курчанам, Белгородцам, Осколянам по семи рублев человеку. И мы, Государь,
бедные и до конца разоренные холопи твои, то твое Государево денежное
жалованье издержали для твоей Государевой службы на покупку и самим с
женишками и детишками своими на пропитание до нынешние нам холопям твоим
Московские посылки. А прибрели мы, Государь, бедные и разоренные холопи
твои из городов, бояся твоего Государева страху, спеша к укáзному
сроку к тебе, Государь, к Москве беззапасны, а везти нам бедным из городов
за разореньем своим запасов нечего.
И ныне, Государь, мы бедные и разоренные холопи твои, ожидая на Москве
твоего Государева и земского дела вершенья, волочась со всяких нуж, и
голодом помираем.
А замосковных, Государь, и заочных [17]
разных городов, где такие бедности [18]
от литовские и от татарские войны и от саранчи разорения и не бывало, для
твоего Государева и земского дела выборным дворяном и детем боярским твоего,
Государева жалованья нынешнего 157-го (1649) года дано по четырнадцати
рублей человеку, да за ними же, Государь, за дворяны твое Государево
жалованье - вотчины и поместья большия и крестьяне многи
и не разоренные. А за нами, Государь, за бедными холопями твоими,
за которыми поместьишка [19] и есть, и то все от литовские и татарские войны
разорено без остатка, а крестьянишка и бобылишка [20]
наши побиты и в полон поиманы, а достальные многие от разоренья из бедности
разбрелись в твои Государевы в новые в польские городы и в Камарицкую
волость [21]. А бедность, Государь, и разоренность наших городов от прежних
литовских и от татарской войны и от хлеба недорода лет и от нынешней саранчи
скудость наша тебе, Милосердный и правосудный Государь, и твоим Государевым
боярам и думным дворянам, и ближним людям ведомы.
Милосердный и правосудный Государь, Царь и Великий Князь Алексей
Михайлович всея Русии Самодержец, пожалуй нас бедных, до конца разоренных
холопей твоих для нашей бедности и достаточного [22]
разорения, вели Великий Государь,
свое денежное жалованье дати нам против неразоренных городов выборных
дворян и детей боярских, чтоб нас бедных, будучи на Москве для твоего
Государева и земского дела, в такой нашей бедности и достаточном разорении
со всеми нужею и голодом не помереть. Государь, Царь, смилуйся, пожалуй!"
Эта челобитная выборных Курских дворян и детей боярских увенчалась
успехом. Государь их пожаловал и сентября в 19-й день велел сделать
придачу к жалованью следующим распоряжением: "Государь велел им дати
своего денежного жалованья против своего Государева указа к прежней их
даче, что им дано в городах [23], Путивльцам и Рылянам, Севчанам по 2 руб.
к 8 рублям человеку, Белгородцам, Осколянам, Курчанам по 3 руб. к 7 рублям.
А кому имены детям боярским Государева денежного жалованья к прежней даче
дати, и тем имена посланы к вам в приказ под сею памятью".
Память была послана окольничему князю Ивану Васильевичу Хилкову и дьяку
Мине Грязеву.
4.
Другая челобитная на Земском Соборе 1648 года была подана Государю
Белгородскими выборными на Собор Осипом Масловым и Кондратом Свищовым о
пожаловании им за службу поместного оклада. Эта челобитная имеет большой
интерес в том отношении, что указывает на те труды, которые выпадали на
долю дворян и детей боярских Курского края по их службе Государству. В
челобитной было сказано следующее:
"Государю, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всея Русии
Самодержцу бьют челом холопи твои Белгородские выборные Осипка Маслов и
Кондрашка Свищов, присланы мы по твоему Государеву указу к Москве для
твоего Государева и земского дела. И в прошлом, Государь, в 154 (1646)
году при боярине и воеводе Белгородском, князе Николае Ивановиче Одоевском,
в Белгороде мы, холопи твои, вал валили и надолбы делали и ров копали и всю
крепость делали. Да мы ж, холопи твои, в прошлом 156 (1648) году при
воеводе Тимофее Федоровиче Бутурлине на низ по Дону по Ногайской стороне
вал валили и ров копали и надолбы делали и всю крепость строили. Да мы ж,
холопи твои, в Корочанском стану от Нежегольского лесу к реке к Нежеголи
от Валуйского броду вал валили, ров копали, и надолбы делали и Нежегольский
острог поставили. А когда, Государь, в прошлом 151 (1643) году дворяне и
дети боярские разных городов и Курчане на твоей Государевой службе вал
валили и ров копали и крепости делали, им за ту службу прибавлено твоего
поместного окладу и денежного жалованья, а нам, холопям твоим, не
прибавлено. Милосердый Государь, Царь Алексей Михайлович, пожалуй нас,
холопей твоих, за нашу службишку и валовую работу, своим Государевым
поместным окладом и денежным жалованьем придачею, как тебе Господь Бог
известит. Царь, Государь, смилуйся, пожалуй!"
По этой челобитной выборные получили удовлетворение. В "памяти" в приказ
было сказано: 157 (1649) года, ноября 22-го Государь пожаловал: велел
выписать тех, которые вал делали и Государевой милости ожидали.
Собор 1651 года и 1653 имел отношение к польским делам и к вопросу о
принятии Малороссии в подданство Московского Государства. Ближайшим поводом
для созвания Земского Собора было следующее обстоятельство. Польское
правительство, зная о переговорах Малороссийского гетмана Богдана
Хмельницкого с Москвою, послало в Москву посольство с предупреждением,
чтобы Русское Правительство не
доверяло гетману. Затем дела польские осложнились, и вопрос о
присоединении Малороссии приобрел важное значение. Тогда Государем
Алексеем Михайловичем были посланы созывные на Собор грамоты о выборе в
городах уполномоченных и присылке их в Москву. В числе этих грамот
сохранилась Царская грамота в Рыльск тамошнему воеводе, в которой было
сказано: И как к тебе ся наша грамота придет, и ты бы наш указ
Рыляном, дворяном и детем боярским сказал, чтобы они выбрали дворян
лучших людей два человека из себя, да из посадских людей двух же человек и
тотчас прислали их к указному сроку, чтобы нашему и земскому делу мотчанья
(промедления)
не было". Выборные люди были призваны из 44 городов, в том числе из
Курского края: Белгорода, Курска, Путивля и Рыльска.
По окончании выборов, местные воеводы делали Государю свои представления
об исполнении возложенного на них поручения. Эти представления в то время
носили название отписок. По выборам 1651 года воеводы городов Курского
края прислали Царю следующие отписки:
Белгородскиевоеводы писали следующее:
"Государю, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Русии холопи
твои Васька Головин и Митька Карпов челом бьют. В нынешнем в 159 (1651-м)
году, февраля в девятый день прислана твоя Государева грамота из Разряду в
Белгород к нам, холопям твоим, за приписью твоего дьяка Ивана Северова. А
в твоей Государевой грамоте написано: велено нам, холопям твоим, в Белгороде
из Белгородцев выбрать лучших дворян и детей боярских двух человек, да из
посадских людей лучших одного человека. А выбрав их, тобою, Государь,
велено нам, холопям твоим, их прислать к тебе, Государь, к Москве на
Сборное воскресенье [25] нынешнего 159 года для твоего, Государева великого
и земского и литовского дела. А кого выберут и о том нам, холопям твоим,
велено отписать и имена их прямо к тебе, Государь, к Москве прислать.
И по твоему, Государь, указу мы, холопи твои в Беле городе из
Белгородцев дворян и детей боярских выбрали Ивана Маслова и Николая
Филатова, а из посадских людей Гришку Щербакова. А выбрав их, послали к
тебе, Государь, к Москве февраля в 12-й день и велели им явиться в разряд
к твоему Государеву думному дворянину Ивану Афанасьевичу Гавреневу, да к
твоим дьякам думным Семену Заборовскому, да Григорию Ларионову, да Ивану
Северову".
Таким образом, избрание выборных на Земский Собор 1651 года в Белгороде
состоялось через три дня после получения Царского указа о выборах.
Из Курска Курский воевода Иван Волжин послал следующую отписку.
"Государю, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Русии холоп твой
Иван Волжин челом бьет. Нынешнего, Государь, 159 года февраля 5-го прислана
в Курск твоя Государева грамота из Разряду ко мне, а в той грамоте велено
мне выбрать из Курчан дворян и детей боярских двух человек: Гаврилу Малышева
да Бориса Мосолова, и тех двух послал к тебе и велел явиться в Разряд в
Сборное воскресенье к твоему думному дворянину
Ивану Гавреневу, да к дьякам думным: Семену Заборовскому да Григорию
Ларионову".
На Земском Соборе 1651 года участвовали в качестве представителей
высшего сословия Курского края следующие лица: из Курского уезда
Гаврило Малышев и Борис Мосолов, из Путивльского Леонтий Литвинов,
Алексей Константинов, Николай Яцын и Кондратий Вишневский, из
Рыльского Ермолай Дуров и Матвей Киев, из Белгородского.
Иван Маслов и Николай Филатов, всего 10 человек. Кроме того профессор
Латкин указывает на факт избрания двух представителей на Собор от дворян
и детей боярских Нового Оскола. Все выборные, как это видно из писцовых
книг и десятен, были помещиками Курского края.
На Соборе 1651 года было постановлено, что если Польское королевство не
исполнит требований Русского Правительства, то земские чины Собора дают свое
согласие на объявление войны Польше и на присоединение к Московскому
Государству Малороссии [26].
На Соборе 1653-54 гг. окончательно был решен вопрос о присоединении
Малороссии. Бояре согласились на предложение Правительства. Дворяне -
как Московские, так и городовые, в том числе и Курского края, высказались
за войну и принятие гетмана под высокую руку Государя. Они заявили, что они
готовы "с Литовцами битися, не щадя голов своих и рады помереть за его
Государскую честь".
5.
Изложив сведения, которые касаются участия Курского Дворянства в лице его
представителей, на Земских Соборах 17 века, мы остановимся на тех, важных в
истории Курского края, фактах, которые имели отношение к челобитным Курских
выборных на Соборы Государю и были вызваны этими челобитными, в которых
затрагивались имеющие большое значение местные интересы не только
дворянского военно-служилого сословия, но и других классов тогдашнего
населения Курской области.
Главный факт относится к устроению в Знаменском монастыре города Курска
большого каменного Соборного храма во имя Знамения Пресвятой Богородицы, с
придельными престолами во имя Алексия человека Божия и Великомученика
Димитрия Селунского. На сооружение нового храма, отличавшегося своими
размерами и красотой архитектуры, было дано Государево жалованье.
Государев указ о построении храма и отпуск на это значительных средств
состоялись по челобитью Курских дворян и детей боярских, представленному
выборными от этого сословия на Земском Соборе 1648 года Гавриилом Малышевым
и Сергеем Колугиным [27]. Оба Курские выборные исхлопотали у Государя
грамоту на построение нового храма, который в последующие годы был устроен.
Кроме этого челобитья, Курчане-дворяне и дети боярские чрез посредство
своих выборных Малышева и Колугина обратились с просьбой к Государю о
присылке из Москвы креста Господня со святыми мощами для богомоления по
случаю "распространения в Курске и его уезде нападных болезней и
страхований" [28] - "многие из нас, - писали Курчане, - нездоровы, многие
помирают, а животворящего креста Господня, утешения в скорбех у нас нет".
Алексей Михайлович исполнил эту просьбу. 20-го февраля 157-го года
(1649 г.), по его повелению, был послан в Курск крест Господень с выборным
Земского Собора Гавриилом Малышевым. В этом кресте находились частицы мощей
Святого Иоанна Предтечи.
Отправляясь в Курск с драгоценной для Курского Дворянства и всего
населения святыней, Гавриил Малышев подал следующую челобитную Государю:
"Царю Государю и Великому Князю всея Русии Алексею Михайловичу бьет
челом холоп твой Курчанин Гаврилко Малышев. По твоему Государеву указу и
по выбору всего города Курчан был я на Москве у твоего Государева и земского
дела с выездными людьми всех замосковных украинных городов. Ныне выборные
люди по твоему, Государь, указу отпущены в городы и велено выборных людей
оберегати"... Далее в своей челобитной Малышев просил охраны в поездке его до
Курска.
Благодаря охранной Царской грамоте, Гаврило Малышев прибыл в Курск
благополучно и здесь передал святыню, - крест Господень, - представителям
населения города Курска для богомоления пред ним в тяжелое для жителей
Курска и его уезда время морового поветрия.
В 1648 году Рыляне - дворяне и дети боярские представили свою просьбу
Царю Алексею Михайловичу чрез посредство своего выборного на Земском Соборе
от Рыльского уезда - Офонасия Ортакова [30]. Просьба эта касалась весьма
важного в то время для военного служилого сословия дворян и детей боярских
дела, именно размена пленных с татарами и выкупа их из татарского плена.
Для осуществления выкупа и размена служилые люди должны были на некоторое
время оставить свою службу и прибыть в Валуйку для "посольской размены".
Просьба от имени Рылян, поданная Афанасием Ортаковым [31],
была удовлетворена, и по этому поводу Рыльский воевода получил из
Разрядного приказа следующую Царскую грамоту [32].
"От Царя, Государя и Великого Князя всея Русии Самодержца Алексея
Михайловича нашему стольнику князю Андрею Михайловичу Солнцеву. Били нам
челом Рыляня - дворяне и дети боярские и служилые люди, у которых в прошлых
годех Крымские люди родимцов их (родственников) в полон поимали, чтоб нам,
Государю их, дворян и детей боярских пожаловать и всяких служилых людей, -
велеть их из Рыльска отпустити на посольскую размену для размены и окупу
родителей их. И как к тебе ся Наша Государева грамота придет, и у которых
Рылян у дворян и у детей боярских и у служилых людей в прошлые годы Крымские
люди родимцев их в полон поимали и ты бы тех дворян и детей боярских, и
всяких служилых людей из Рылеска отпустил на посольскую размену в Валуйку".
Наконец, с выборными людьми на Земский Собор 1648 года была представлена
Государю просьба Осколян служилых разных чинов людей о жалованьи и
поверстании их денежными окладами за их службу. По рассмотрении этой
просьбы в Разрядном приказе, она была признана заслуживающею уважения
и Оскольский воевода Федор Иванович Лонгинов получил Царскую грамоту,
в которой, между прочим, было сказано: "бьют нам, Великому Государю,
Осколяне Федка Омельянов [33] с товарищи с детьми боярскими о жалованье, и
мы велели детей боярских Осколян поверстать и пожаловали их за их службу
поместьями и денежными окладами".
[1] История земских соборов в 17 веке.
[2] Разумеются - бояре и воеводы.
[3] История Земских Соборов, стр. 154-158.
[4] Иван Брехов значится в числе Дворянства Рыльского уезда,
Иван Федорович Паркин - Курского уезда по десятням служилых людей и
писцовым книгам. Брехов, Паркин, оо. Богдан и Исаак подписались, кроме
себя, и за других уполномоченных, в том числе - за дворян и детей боярских.
[5] Никоновская летопись, VII , № 330-й.
[6] Нумерация данных подписей ведется по очередному счету всех
подписей под Соборной Грамотой.
[7] Грамота об избрании Государя Михаила Федоровича, изд.
Белокуровым.
[8] Латкин, материалы для истории земских соборов, 268 стр.
[9] То есть, чтобы кто-либо, могший служить в военной службе, не был
пропущен в списке.
[10] То есть, сообразно с наказами.
[11] Десятнями называются списки военно-служилых людей, в которых
обыкновенно отмечается род их службы, вооружение и Государево им жалованье -
поместное и денежное.
[12] В 17 веке название города нередко обозначало и уезд или область,
во главе которой он находился. Поэтому жить в Курске - значило жить в городе
или его уезде.
[13] От посадских людей Белгорода выборным на Соборе был Петр Савин.
[14] Выборным от посадских людей города Путивля был Федор Рошков.
[15] В то время Севск и его уезд, до некоторой степени, входил в
состав Курского края. Дмитриевская округа, теперь Дмитриевский уезд,
считалась частью Севского уезда.
[16] Предшествующее нападение Татар и разгром населения в Курском
крае выдавалось из ряда других по своим размерам. Об этом свидетельствуют
и другие акты истории 17 века, между прочим так называемые "полоняничные
книги".
[17] То есть, дворян и детей боярских, живших в местностях за рекою
Окою.
[18] То есть, такой бености.
[19] Поместьишка, крестьянишка, бобылишка - старинное выражение,
вместо поместишки, крестьянишки, бобылишки.
[20] Бобыли соответствовали - позднейшим "дворовым людям".
[21] Выражение польские города здесь означает украинные города,
устраиваемые Правительством на южных границах, куда для увеличения населения
новоукрепляемой местности охотно допускались переселенцы из других мест.
Комарицкая волость занимала южную часть Онрловского края, Дмитриевский уезд
Курского и восточную окраину Чергиновского.
[22] То есть, значительного.
[23] В Путивле, Севске, Рыльске, Курске, Осколе (Старом), Белгороде.
[25] То есть, в первое воскресенье Великаго поста.
[26] Полное собрание законов, том И, № 104.
[27] Несомненно, что в указанном нами челобитье участвовали все
дворяне и дети боярские Курского уезда.
[28] Эпидемическая болезнь в то время распространилась на юге России
и захватила Курский край.
[30] Надо иметь в виду, что некоторые буквы в именах и фамилиях в 17
веке в разных документах заменяются одне другими, так, например, почти
рядом встречаются начертания: Офонасий, Офанасий, Афонасий, Ортаков,
Артаков, Ортоков и тому подобное.
[31] Афанасий Ортаков владел поместьями недалеко ото Льгова, в
теперешнем Льговском уезде.
[32] Столбцы Белгородского стола № 431.
[33] Федор Омельянов значится в Оскольской десятне.