В советский период были написаны масса литературных произведений в которых довольно сложно сориентироваться. Этой теме посвящены масса исследований и обзоров. Но каждый руководствуется своей картой мира и шкалой ценности, поэтому оценки разнятся.
Говоря о литературе крайне важно понимать исторический контекст написания, уровень технологических укладов, экономическую и правовую ситуацию.
Социализм свалившийся на несчастную российскую империю был ее продолжением, ее высшим развитием, собственно ничего нового то не произошло по сравнению с царизмом, просто были на порядок урезаны права людей, тоталитарное государство достигло невиданной до селе силы и контролировало все и вся. Цензура стала абсолютно тотальной, страх был выведен на новый уровень, разлит в воздухе и пропитывал все.
Парадоксально, но в условиях тоталитаризма мы часто наблюдаем некий взлет литературы и искусства. В разных тоталитаризмах это немного по разному, но это часто наблюдается. Царский тоталитаризм породил золотой и серебряный век литературы при этом большинство литераторов пострадало от репрессий царизма. И совковый период был довольно насыщенный, но имел естественно свою специфику, литераторы не следящие за «линией партии» пострадали еще больше и еще фатальнее. Возможно, взлеты искусства в этой ситуации связаны с невозможностью реализации в реальной жизни и творчество и внимание смещается в мир грез, литературы, поэзии, этакая виртуальная эмиграция в другие придуманные миры. Важным фактором расцвета искусств при тоталитаризмах является и заказ государства, то есть деньги и ништяки работникам искусств что бы они изображали жизнь, изображали что все нормально и даже хорошо. Поэтому те кто были востребованы чиновниками финансировались обильно. Следует понимать, что и тогда и теперь литераторы кроме цензуры имели некую самоцензуру и многое не договаривали и многое доносили между строк или сильно рискуя.
В советском периоде надо понимать следующие этапы.
1. 1917-1930. Это первый период становления совка. В этот период творили люди жившие еще до социализма и хорошо помнящие жизнь в российской империи. В этот период новая система еще только набирала силы, был и жуткий период резни до 22 года и затем период удивительной свободы 1922-27 НЭП.
2. 1930-1941. Государство начало резко сжимать горло гражданам, террор и страх вышли на новый системный уровень достигнув своего апогея в 1937 году и поселившись тут основательно.
3. 1941-1945. Вторая мировая война пришла на земли советского союза. Это период и дичайшей цензуры и конечно какие ни какие попытки хоть как то описывать происходящее.
4. 1945-1953. Период победы сталинизма. Страх, террор, цензура и оцепенение.
5. 1953-1964. Некая Оттепель. Некие надежды на ослабление системы. Авантюры Хрущева.
6. 1964-1983. Брежневщина. Застой. Полная безнадега. Уверенность в неизменности системы, утрата надежд. Алкоголь уныние. Этот период имеет подпериоды до 1980 года ровный стабильный застой и рост страха перед совком в мире. И после 1980 года с началом Авганской войны период начала развала совка.
7. 1983-1991. Перестройка, развал, разброд, шатание, ослабление и позорная кончина совковой империи.
Эти периоды мы можем различать и изучать сегодня спустя время и изучая информацию об этом. Люди же жившие тогда не могли знать будущее и не различали эти периоды так четко и порой они осознавали произошедшее с небольшой задержкой.
1. Ярчайшим представителем советского искусства первого периода является Маяковский умерший в 1930м году, безусловно величайший поэт откровенно и открыто продавшийся новой власти и гениально работавший на нее. За ним надо поставить Есенина дожившего до 1925. Далее довольно большой список других интересных поэтов продолживших жить и писать в совке, например Чуковский, с его стихотворением "Тараканище", 1921.
Первый период породил два шедевра советской литературы и действительности первого периода "Двенадцать стульев" 1927 года и "Золотой теленок" 1931 года написанные Ильфом и Петровым. Сюда же надо отнести творчество Зощенко. "Собачье сердце" и "Мастер и Маргарита" Булгакова. Научная фантастика продолжила свое развитие в советском союзе в творчестве Беляева, написавшего в 1926 "Остров погибших кораблей" и в 1927 "Человек амфибия" и так далее. Научная фантастика это откровенный мир грез и фантазий, куда можно было сбежать в виртуальную эмиграцию. Но и в нее просачивалась идеология.
2. Ко второму периоду я отнесу "Тихий дон" и "Поднятую целину" Шолохова. И «Котлован» Андрея Платонова 1930.
3. Вторая мировая война пришедшая на советскую территорию и называемая тут Великой отечественной войной не могла быть описанной по причине дичайшей цензуры, так как правящему классу было что скрывать, и поэтому было стимулирование написание невероятного количества литературы призванной заболтать реальность, там конечно можно вылавливать истину, но это труд для очень умелых, поэтому рекомендую написанное с наименьшим влиянием цензуры как некая часть подвига-попытки рассказать правду на сколько это возможно. Николай Никулин "Воспоминания о войне" 1975. "Прокляты и убиты". Книга первая. "Чертова яма". Книга вторая. "Плацдарм", Виктор Астафьев, 1994-1995. Трилогия "...Приключения солдата Ивана Ченкина", Войновича, 1963-2007. И так далее.
4. Четвертый период. Николай Носов в 1953 году пишет первую часть трилогии о Незнайке. Вторая часть выходит в пятый период в 1958 году. А третья в 1965 в шестой период истории.
5. Пятый период. Оттепель. Невероятный взрыв авторской песни, великие барды Высоцкий, Визбор, Окуджава, Розенбаум, Городницкий. Писатели. Шаламов "Колымские рассказы", 1954-1962. Ефремов Иван, "Туманность Андромеды" 1957 и так далее, новый этап дальнейшего развития научной фантастики тут творят и другие авторы.
6. Шестой период. Застой. Солженицин «Архипелаг ГУЛАГ», 1969-1989. Продолжают творить барды и фантасты. "Москва-Петушки" Ерофеева 1973 год. Шукшин, "Сборник рассказов", 1962-1974.
Великий Виктор Астафьев, последний классик русской литературы, "Последний поклон" 1963-95, и многие другие его произведения.
7. Седьмой период. Перестройка-развал. Ничего нового, у же всем потихоньку становится не до литературы. Кто писал в шестой период продолжают писать, но чуть чуть свободнее чем ранее.
Отдельно надо сказать о сатире и юморе в советской литературе. Сатира и юмор являются действенными инструментами противостояния безумию и абсурдности тоталитаризма, его гнетущей обыденности. Начал высмеивать совок еще Маяковский, и дальше почти все так или иначе, кто больше кто меньше, кто усмехался, кто иронизировал, а кто и ржал в голос. Наверное самым выдающимся юмористом совка был Жванецкий работавший в малых формах.
© С.В.Кочевых