Книги записи венечных памятей и пошлин
в фонде Коллегии экономии (РГАДА).
Практически единственная, посвященная этому источнику, работа была написана очень давно П.С. Крыжановским и опубликована во втором томе «Известий Императорского Археологического общества» в 1859 г. В статье дан очерк об истории существования традиции взимания брачных пошлин, сделана попытка проследить изменения в количестве этой пошлины в зависимости от региона и времени.
Однако, в названой статье нет четкого определения и разграничения близких по содержанию, но разных по форме, степени сохранности: венечных памятей и книг записей венечных пошлин. До 1765 г. для вступления в брак требовалось получить специальный документ – венечную память или знаменную грамоту. Желающие вступить в брак выплачивали особый сбор – венечную пошлину, размер которой зависел от того, в какой по счету в брак вступают муж и жена. Этот сбор фиксировался в специальных книгах венечных памятей. Без этого ни один священник не в праве был обвенчать ни одного брака. Венечной памятью предписывалось совершать венчание, предварительно обыскав (разузнав, наведя справки), не существует ли каких-либо препятствий к предполагаемому браку.
Документ этот выдавался архиереями (или по его разрешению, соборными протопопами и церковными старостами на имя приходского священника) на руки желающим вступить в брак. Этим обстоятельством объясняется то, что собственно венечные памяти практически не отложились в архивах соответствующих учреждений и являются очень редким источником. В 1765 г. венечные памяти были отменены, как обременительные для народа. Вместо них была введена процедура оглашения. Непосредственно же при заключении браков взималась венечная пошлина, с целью учета которой в духовных правлениях велись специальные книги венечных сборов. Существенным недостатком этого источника является отсутствие указаний на возраст новобрачных и дату совершения обряда. Указом Екатерины II от 14 июля 1765 г. книги венечных сборов как и сами венечные памяти были отменены.
Исходя из принципа происхождения и назначения, данные источники должны храниться и на местах, в региональных архивах, прежде всего в фондах архиерейских домов и духовных правлений. Но на деле собственно венечные памяти довольно большая редкость. Из известных нам хранилищ можно упомянуть фонды Центрального государственного исторического архива г. Москвы (ЦГАМ), где среди заголовков дел в описях упоминаются и венечные памяти.
Большой массив книг записей венечных памятей хранится в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) в фонде Коллегии экономии (Ф. 280. Оп. 4). В настоящее время они сформированы в 140 объемных (не всегда пронумерованных и переплетенных) дел, хронологические рамки которых охватывают период 1721‒1765 гг. Более всего (18 дел) – это книги московские, 11 дел – санкт-петербургские, остальные свыше 110 дел – книги иногородние, опыт описания которых предпринят в настоящее время. В некоторых делах листаж не указан вовсе (д. 2487, 2499, 2501) в других, возможно, указан приблизительно.
Д.А. Панов. Генеалогический вестник. Выпуск 57. СПб., 2017.
© С.В.Кочевых