DIDERIX / Оглавление Танго / почему Танго

 

 

Почему мне из всех парных танцев
больше всех нравится
аргентинское танго?

Andrey Tumanov 26.09.2021 с мелкими приписками СК.

 

 

Ответ простой.
Только аргентинское танго дает простор для совместного творчества вместе с партнершей.

Про бальные танцы я не говорю. Там синхронность и красота. Да. Вы скажете: «Ну как же, вот на балах как здорово партнеры с партнершами импровизируют!». Но дело в том, что эти импровизации сшиты из заученных связок и схем. Это как блочное жилищное строительство — из одинаковых блоков можно построить много разных панельных домов. И цвет и архитектура у них будут разные. Но блоки — одинаковые.

А как же социальные танцы — бачата, кизомба, сальса, зук и другие?…

Понятно, что импровизация и творчество в них тоже, конечно, есть. К слову в кизомбе то же нет основного движения, что все равно не выбивает его из общей группы подобных танцев. См сравнение кизомбы и танго.

Импровизация и творчество в этих танцах разбиты на две части. Свою часть — связки, ведение, музыку — творит обычно партнер. А свою часть — красоту, плавность, украшения — творит партнерша. И по другому никак не может быть. Иначе это были бы не бачата и не кизомба.

Теперь про аргентинское танго.

На начальном этапе обучения кажется, что аргентинское танго — это тоже обычный социальный парный танец, как и остальные. Тоже партнер ведет, партнерша следует. Даже еще более строго партнерша должна слушаться партнера, чем в других танцах. Даже строже, чем в бальных танцах! Но это только сначала.

И вот, в какой-то момент перед тобой открывается целая вселенная аргентинского танго.

Этого не может себе представить ни один танцор бачаты или кизомбы. С высоты танго все остальные танцы начинают выглядеть детский утренник, веселый прекрасный, но детский.

Дело в том, что неожиданно ты понимаешь, что в аргентинском танго нет никаких рамок. За исключением кодигос. Но кодигос — это внешние рамки. Эти рамки не мешают, и даже наоборот, помогают! тому, что творится внутри пары. А вот внутри пары рамки исчезают.

Совсем исчезают.

Внутри пары в аргентинском танго нет связок. Нет диктатуры партнера (сейчас поясню почему). Нет ритма (тоже дальше). Даже нет расстояния между партнерами. Есть только одно целое — ПАРА, которая танцует аргентинское танго.

Снаружи это может выглядеть совсем невзрачно. И это часто обманывает неискушенного зрителя. Думаю, не только со мной это было, что аргентинское танго воспринималось сначала как скучный и неинтересный танец. Тот, кто ищет эффекты — находит бальные танцы.

Мало того. До того момента, о котором я написал, что открывается вселенная аргентинского танго и ты начинаешь ощущать свободу творчества, может пройти очень много времени, занятого обучением. Некоторым из этого этапа обучения не удается вообще выйти очень и очень долго. И на этапе обучения аргентинское танго кажется сложным, заумным, тяжелым, жутко неудобным, совсем нескромным и, иногда, даже развратным. Всё это исчезает как только ты постигаешь дао аргентинского танго.

Внутри пары нет связок

Для каждого (внимание! КАЖДОГО!) шага выполняются всего лишь четыре этапа. 1. Подготовка. 2. Контроль. 3. Действие. 4. Завершение. И все. Больше нет ничего. Никаких правил куда, как, на какую длину и с какой скоростью шагать.

Все связки, которые разучиваются на этапе обучения — это ничто иное как подготовка партнера (внимание! именно партнера) к возможным (внимание! именно возможным, а не обязательным) направлениям движения, куда он может повести партнершу. Как только партнер осваивает свои возможности, связки для него перестают существовать. Потому что он сам их создает! Но во время обучения шагам партнер еще обязан научиться взаимодействовать с партнершей. А для этого он должен усвоить этапы каждого шага.

Подготовка — обычно, сделать что-то предлагает партнер. Он выражает свое намерение шагнуть, например вперед. Или вбок. Или неважно куда. Главное, что он очень четко предлагает партнерше что-то сделать. Ииии… Партнерша может тоже предложить партнеру! Например, никуда не ходить! Или показать, что она хочет пойти совсем в другую сторону! В общем, на этапе подготовки партнеры показывают друг другу что они хотят делать дальше.

На этапе обучения обычно партнершам «затыкают рот» и говорят, что они должны точно делать то, что показывает партнер. И это правильно! Иначе партнерша никогда не научится слышать то, что делается в паре. А без этого — танца не будет совсем, если партнерша с самого начала будет командовать. Кстати, на занятиях очень часто так и происходит, когда новенькие партнерши начинают «качать свои права», контролировать все, что делает партнер, пытаться предугадать его движение, или, еще хуже, делать по схеме то, что сказано преподавателем, вместо того, чтобы слушать то, что делает партнер.

Так вот. Когда ты понимаешь, что ты можешь просто показать партнерше куда идти и партнерша понимает это и ощущает, дает опору показывая что поняла и готова взаимодействовать, мы переходим на второй этап.

В подготовке важно понимать, что внешне это действие не выглядит движением, это некая энергетическая волна посылаемая партнером, или еле уловимое смещение центра тяжести. При этом партнерша дает опору партнеру, некую обратную волну, оставаясь внешне неподвижной. Важно понимать, что в это время партнерша стоит уверенно и твердо на своей опорной ноге, гордо и комфортно так стоит.

Контроль — он заключается в том, что партнер и партнерша проверяют как их подготовку понял визави. Если партнер предложил идти вперед, партнерша готова и согласна сделать шаг назад, она выносит ножку проглаживая пол, как бы ища в нем изъяны, вынос ноги называется проекция, и вот когда партнерша это сделала партнер понимает, что его подготовка завершена и можно переходить к третьему этапу. Если же партнерша не готова или предлагает что-то свое, то партнер корректирует свое предложение или предлагает что-то другое или соглашается на предложение партнерши! И тогда уже партнерша контролирует насколько партнер готов выполнить ее предложение. Например, в параде партнерша остановилась, чтобы сделать украшение, партнер же предлагает двигаться вперед… но ждет пока партнерша закончит свое действие — третий этап.

В этапе контроля, не смотря на то что партнерша совершает проекцию свободной ногой, проверяя паркет на исправность, ее ось остается неподвижной, все так же уверенно и комфортно стоя на опорной ноге.

Действие — это может быть шаг, ганчо, болео, мах, украшение или любое другое движение в паре. Главное, что оба к этому движению готовы благодаря первым двум этапам. Суть действия всегда является перенос веса с опорной ноги на свободную, которая после переноса на нее веса становится опорной. Действие может и не содержать перенос веса с опорной ноги на свободную, а может быть оборванным шагом или просто различные по высоте, амплитуде, направлению махи свободной ногой за счет смещения или вращения партнером оси партнерши проходящую через опорную ногу.

И, наконец,

Завершение — это окончание движения, контроль, что все прошло хорошо, проверка равновесия, постуры, объятия, оценка общей ситуации на танцполе чтобы решить что делать дальше — какое делать предложение на следующее действие-шаг. Кстати, болео это ни что иное как прерванный шаг партнерши, который партнер не дал завершить…

И эти четыре этапа проходит каждый шаг пары. Со стороны кажется — ну шагнули и шагнули. Хорошо что не упали и друг другу на ноги не наступили. В внутри — идет работа. Приятная творческая работа! И шаги плавно следуют друг за другом, каждый следующий шаг или движение вытекает из предыдущего, и все эти этапы сливаются в единый творческий процесс создания танца.

Внутри пары аргентинского танго нет диктатуры партнера

Как так?! Партнер же ведет! Ведь все преподаватели хором говорят — партнер ДОЛЖЕН управлять партнершей, а партнерша ДОЛЖНА слушать партнера. Да. Должен и должна. Правильно говорят. Но должен и должна только на занятии! Пока идет обучение, естественно, партнерша обязана! слушать партнера. Иначе ничему не научится ни партнерша, ни партнер. Но плох тот преподаватель аргентинского танго, который не обучает партнера также слушать и свою партнершу! И вот тут то мы и приходим к тому, что в реальном танце НЕТ одного ведущего и одной ведомой. Есть два равноправных человека, которые ощущают «слышат» друг друга и делают одно совместное дело — танцуют танго.

Просто один из них чаще предлагает, а второй чаще соглашается, что совсем не мешает им иногда меняться ролями. Причем, чем выше класс партнерши и партнера — тем чаще это случается! Когда танцуют два опытных тангеро — иногда вообще не понятно кто кого ведет. Это просто фейерверк шагов, ганчо, болео и прочих выкрутас. И еще. Я считаю, что плох тот партнер, который ни разу не танцевал в роли партнерши. Потому что только в роли ведомого — то есть соглашающегося со всеми предложениями — можно почувствовать и научиться слышать свою партнершу. Партнершам немного легче. Им не обязательно уметь вести партнера на шаг. Но управлять остановками в парадах и других украшениях они просто обязаны! Ну а про разные вкусные музыкальные паузы и про чувство ритма, которое задает партнерша в паре я вообще не говорю.

В танго есть замечательный принцип, которого нет в других танцах, он заключается в максиме «Партнерша всегда права». Танцуя танго партнерша оказывается в ситуации когда что бы она не делала, она будет всегда права, то есть если она поняла партнера не так как он хотел, это его вина, что он не смог донести свою мысль. У партнерши в танго уникальная позиция, самая комфортная из всех других танцев, ее очень любезно приглашают на любое движение и она сама решает идти ей или нет и как идти, она находится в позиции когда она никому ничего не должна, когда она ни куда не спешит, когда она контролирует каждую точку своего движения в пространстве, когда она полностью хозяйка сама себе, когда она наслаждается собой и партнером так как захочет. И все таки, что бы танец состоялся от нее требуется серьезная подготовка и техника, она вот тут действительно «должна» держать постуру, владеть техникой свободной и опорной ноги, очень уверенно стоять на опорной ноге, владеть техникой свободной ноги, уверенно контролировать свою ось и понимать где находится ось пары, контролировать и удерживать объем пары в верхней части грудной области, стремится к удержанию параллельности плеч с плечами партнера. Всего то навсего. Овладеть этими навыками и умениями не просто, но когда они доводятся до совершенства, то уходят в область автоматизма подсознания, и внешне как бы не заметны наблюдателю и не мешают наслаждаться танцем, создают характер танца и даруют ту невероятную свободу творчества которых нет ни в одном другом танце.

Внутри пары аргентинского танго нет диктатуры ритма

Внутри пары аргентинского танго есть дыхание. Всё. Это очень сложно объяснить. Это можно только ощутить. Где-то там, вне пары, играет музыка. Скрипки, контрабасы, барабаны… Ритм… Внутри пары — дыхание партнера. Оно может быть быстрым или медленным. Оно может быть с паузами и с ускорениями. Оно может быть любым. У каждого человека свое дыхание. Поэтому, когда ты встаешь в пару с другим партнером или партнершей дыхание становится другим. Не таким как раньше. Музыка — да. Это тот воздух, который наполняет легкие нашей пары. И каждый вдыхает этот воздух по своему.

Для начинающих конечно объясняют про такты танго, про сильную и слабые доли, про мелодическую составляющую, про то что можно танцевать под любую из этих составляющих, переходить из одного в другое. Но это в начале, потом, когда класс повышается, музыка уходит все дальше и дальше, начинается то самое дыхание пары, жизнь в другом измерении, измерении танго.

Внутри пары аргентинского танго нет расстояния между партнерами

Потому что его просто нет. Потому что пара аргентинского танго это одно целое. Это как шестеренки в часах — зазор между ними, конечно, есть. Но его нет.

И вот, собирая это все в одну кучку, я получаю огромную гору удовольствия от творчества в паре танцуя аргентинское танго.

 

© С.В.Кочевых

DIDERIX / Оглавление Танго / почему Танго

 

(с) designed by DP