Пятистенные избы, деревянные полы и печные трубы в избах стали делать только с конца 19 века, когда крестьяне - отходники познакомились с городским укладом жизни.
Святой угол, божница, широкая скамья: здесь усаживали гостей, укладывали и покойника, воздавая ему тем самым последние почести.
А в обычные дни, во время трапезы, место на конике (в красном углу) занимал хозяин дома. От святого угла вдоль всей боковой стены, в которой были прорублены окна, стояла скамья, называемая лавкой. От неё в сторону печки отходила короткая, но широкая скамья, называемая "залавком" или судной лавкой. На нём готовилась пища, стояли вёдра с водой, кое-какая посуда. Более мелкая посуда и некоторые продукты хранились на печных или настенных шкафчиках. Но это было только в богатых семьях.
Печки использовались для сушки зерна, одежды, обуви, пеньки, конной сбруи; она служила и местом отдыха для всей семьи, особенно в холодное время года. Сбоку, к печке пристраивался небольшой закуток, который назывался "приступком" или "телятником". В нём обычно содержался телёнок, а наверху "телятника" кто-либо спал. Это место для отдыха было самым лучшим. От приступка до самого потолка делались нары (палаты), где спали взрослые дети, хранились различные вещи.
К одной из потолочных балок прикреплялась "люлька". Люльки делались из досок, липовой коры или плелись из лоз.
Бань в деревнях не было. Купались только летом в прудах или речках, да и то в белье. Боялись при посторонних обнажать своё тело. В повседневной жизни взрослые люди ограничивались мытьём головы (по субботам, когда меняли бельё).
Одеждой у мужчин были посконные рубахи и порты, а у мальчиков лет до 12, только рубахи. Женские рубахи шились до пят. Чтобы рубахи не мешали работе, их подвязывали по талии шнурками и образовывали напуск (пазуху)- для женщин своеобразный карман. Праздничные рубахи из льняного холста украшались вышивками. У мужских рубах узорами расшивались манишки и воротники, а у женских, главным образом, рукава, от плеча до локтевого сгиба (полик). В подмышечную часть рукава обычно вшивались лоскутки красного ситца. Лоскутки выполняли роль оберегов. По поверью красный цвет по краям предохранял тело от проникновения к нему нечистой силы. В повседневной жизни девушки всегда ходили в посконных или льняных рубашках, а замужние женщины и вдовы должны были поверх рубах одевать особый вид юбки, называемой "панёвой". Одевали они и разновиднрсть передника, с рукавами, называемыми "завеской". Нижнюю часть "завески" всегда украшали вышивками или цветными лентами.
Девушки заплетали косу с лентами и ходили с непокрытой головой. Женщины прятали волосы под чепчик (повойник).
По качеству и красоте одежды судили о достоинствах и недостатках, отдельного человека, семьи, села, деревни.
Из обуви были повседневные и писаные лапти, онучи, оборки. Плели лапти и из ржаной соломы. Главная одежда зимой и осенью - свита. Зимой роль поддевки выполнял зипун из грубого сукна, расклешенный книзу. Он имел понизу геометрические рисунки и две ременные застежки.
Расшитыми рушниками украшали избы.
Основными продуктами питания были ржаной хлеб и блюда, приготовленные на его основе: квас, кутья, солодуха, кулага и кисель. К вареву (борщу) использовали хрен, редьку, острый перец, приправы.
Стол после ужина не убирали - оставляли домовому.